Смысл притчи о званых и избранных

Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 27-ю по Пятидесятнице.

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. 18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. 19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. 20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. 21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. 22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. 23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. 24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Евангелие от Луки 14:16:24

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Согласно православному богослужебному уставу, в одну из недель, предшествующих празднику Рождества, вспоминаются святые праотцы, под коими имеются ввиду праведники Ветхого Завета. Евангельское чтение этого дня — притча о званых на вечерю. Схожая притча есть у Евангелиста Матфея (22:1-14). Однако, как полагал блаженный Августин, это очень подобные, но все же разные притчи. В любом случае, в основе этих евангельских притчей лежит одна тема — призыва Бога к людям.

Сама притча о званых на вечерю произносится Господом после восклицания одного человека: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Таким образом, сразу становится очевидно, что данная притча о Царстве Божьем. Брачный пир, или торжественный ужин, уготованная трапеза — все это образы Царства Небесного в Евангелии.

Очевидно, что общая трапеза в культуре древнего мира — не просто потребление пищи, но, прежде всего, радость общения. Разделить стол в то время могли только с доверенными людьми: родственниками, друзьями, единоверцами. Это напоминает еще один аспект трапезы, который современным человеком зачастую утрачен — благодарение. Благодарение Богу за плоды земные и духовные, за те блага, которые нам даны. Именно поэтому трапеза, пир, вечеря — евангельский символ Царства Божия, мессианского пира праведников (ср. Ис. 25:6).

Итак, некий человек приготовил ужин. И пригласил на него, очевидно, своих друзей и родственников. Но все они отказались по разным причинам. Причины эти с чисто человеческой точки зрения являются вполне правдоподобными и даже естественными: кто-то купил земельный участок, кто-то приобрел новых волов, а кто-то вообще недавно женился. И каждый хочет заниматься тем, что на данный момент его интересует больше всего. Однако, хотя притча об этом не говорит, можно догадаться, что устроитель званого ужина не просто накрыл обычную трапезу. Очевидно, что все это ради какого-то личного события, важного для это этого человека. И он, разумеется, хочет разделить свою радость со своими близкими. А те, зная по какой причине накрыта трапеза, все же уклоняются. Да, у них есть своя жизнь, свои заботы, но ведь есть дружба и личные отношения, ради которых они должны были почтить своего друга и принять его приглашение. Указанные ими причины отказа такие, которые могут быть осуществлены в любой иной день. Женатый будет годами еще женат, купленная земля никуда не денется и ее можно посмотреть в иной раз, да и волов проверить тоже можно в другое время.

Представим себе, что должен почувствовать каждый из нас, когда мы ждем гостей, рассчитываем, что они будут, готовимся к их приходу, когда все приготовлено, столы накрыты и никто не пришел. Вообще никто. Наверное, каждый из нас хотя бы отчасти чувствовал досаду и обиду. Так и в причте сказано, что после отказа приглашенных, хозяин дома разгневался (Лк. 14:21). Поэтому он приглашает на свой пир всех, кто только будет найден: «нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). Иными словами тех, кто в принципе ничего не имеет и ни на что не рассчитывает. Кто же эти нищие, хромые, слепые, рассеянные по дорогам и не имеющие никакого вида, ни красоты, не имеющие никакого имущества? В библейском контексте — это все те, кто в еврейском обществе считались недостойными, людьми «второго сорта». А единственно достойными считались те, кого народ возвеличивал: фарисеи, саддукеи и книжники — так называемая элита иудейского общества. И те люди, которые в обществе считались важными, на самом деле, отстояли дальше всех от Бога. В конечном итоге, когда Господь приходит в этот мир, все эти фарисеи и саддукеи просто отказываются следовать за Ним, отказываются войти в Его радость и разделить с Ним пир Царствия. А неимущие, отверженные, презираемые обществом, принимают неожиданное для себя приглашение стать учениками Самого Господа и следуют за Ним. Таков общий смысл этой причти.

Однако, братья и сестры, как уже говорилось, сегодня Церковь вспоминает святых праотцов. И в этом контексте евангельская притча о званых на ужин приобретает еще одно важное значение. В чем был смысл того периода истории, который называется Ветхим Заветом? Как вообще определить в чем смысл жизни каждого отдельного человека, каждого отдельного рода, семьи или народа? При ответе на данный вопрос можно сказать, что смысл истории заключается в завоевании новых территорий, построении империй, возведении каких-нибудь потрясающих внимание и воображение памятников культуры. Также можно сказать, что история — это необратимый процесс выживания и становления более сильных за счет более слабых. Но мы с вами понимаем, что такой смысл истории не может быть принят христианским сознанием.

После грехопадения прародителей вся история человечества — это два взаимопротивоположных процесса: укоренение во грехе или ожидание спасения. Обратившись к священным книгам Ветхого Завета, мы увидим там череду грешников и череду праведников. Часть человечества стремилась строить Вавилонскую башню и прочее, иная же часть — быть верным Завету с Богом. И вот те, кто стремился быть верным Богу — праведники Ветхого Завета, прародители Господа Иисуса по плоти, были в состоянии, требующем максимальной веры и упования. Все дело в том, как всем нам известно, грехопадение и его последствия лишили природу человеческую способности получать благодатное освящение. Это касалось всего рода человеческого. Весь род человеческий, человек как вид, по результатам грехопадения, потерял возможность быть причастным Богу. Из всех образов, иллюстрирующих это состояние, наверное, один из самых ярких — образ непреодолимой гигантской стены, которая выросла между Богом и человеком (ср. Еф. 2:14). Что же осталось в таком случае делать человеку, желающему жить праведной жизнью? Только одно — услышать призыв Божий и следовать ему. Вот именно по этой причине в неделю прародителей читается притча о званых на праздничную вечерю! Бог обращался к царям, сильным мира сего, властным и могущественным, но нередко Его слышали те, кто по меркам мира сего —незначительный. Можно спросить, а как же святые патриархи Авраам, Исаак, Иаков, пророк Моисей? Разве они были простыми людьми? Разве не были они богатыми и могущественными? Были. Но они выросли, скажем более, возросли только после того, как услышали призыв Бога, приняли его и последовали, куда им повелел Вседержитель. Вот тогда и только тогда из пастухов и кочевников они становятся патриархами, пророками, родоначальниками народов. Жизнью их руководила вера.

И хотя, Ветхий Завет не давал спасения (ср. Рим. 7. гл), но все же он знал личную святость. И вот праведники Ветхого Завета живут святой жизнью, и ожиданием спасения, а точнее — Спасителя, Который и станет посредником между Богом и людьми, и снова соединит Творца и творение (ср. 1 Тим.2:5). Таковы праведники Ветхого Завета. Известный богослов ХХ века В.Н. Лосский выразил различие Ветхого и Нового Заветов так: «Синайский мрак противополагался Фаворскому свету, как тайна сокрытая — тайне раскрытой». Ветхий Завет — тень, прообраз грядущего Нового Завета. Бог открывается Моисею во мраке. Мрак — это символ того, что ветхозаветному человеку можно узнать и быть послушным воле Божьей. Христос преображается в белом как снег свете пред Своими учениками, что указывает: в Новом Завете верующим открывается возможность Боговидения и преображения, благодатного освящения; не просто послушания Богу, но любви к Господу и даже дружбы с Ним (ср. Ин.15:14 и Лк.12:4).

Неужели мы, чада Нового Завета, забудем праведников Ветхого Завета? Конечно же нет! Вспоминая в сегодняшний день святых праотцев, мы тем самым осознаем подлинный смысл истории Ветхого Завета, как и вообще истории всего человечества. В апостольских посланиях и церковном Предании, при рассмотрении искупительного подвига Христа, неоднократно говорится о Христе как Новом Адаме. И как преступлением первого человека Адама грех и смерть перешли во всех людей (Рим. 5:12), так и в Новом Адаме, Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе, все верующие оживают (1 Кор.15:22). Праведники Ветхого Завета через веру стали праотцами Иисуса Христа по плоти, мы же, христиане, можем и должны стать Его потомками, ибо рожденные ныне от Бога и в Нем прибывая (1 Ин.3:9), теперь мы дети Его (1Ин.3:2).

Братья и сестры, по выражению прп. Максима Исповедника «отныне спасение наше уже в нашей воле», и каждый из нас, когда к нам обращается Спаситель с приглашением принять участие в Его Небесном пире, должен отложить все свои дела, все свои заботы и личные интересы и отозваться на этот призыв Божий. Ведь, в конечном итоге, все земное, все материальное и все временное уйдет и останемся только мы один на один с Богом. И пусть осознание, что Рождество Христово уже близко, вселяют в нас непрестанное желание быть с Господом нашим Иисусом Христом и в этой жизни, и в жизни будущей. Аминь!

 

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle