Очевидные неразумности нашей жизни, над которыми мы не задумываемся
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что естественные и привычные для нас вещи или поступки на самом деле являются неразумными?
Вот и для меня столь очевидный вывод стал, своего рода, маленьким открытием. Точнее, все, о чем будет сказано ниже, и так вроде бы понятно, нужно просто эту «понятность» облечь в правильную словесную формулу и запомнить на всю жизнь. В этом нам поможет сщмч. Мефодий Патарский (Олимпийский), память которого Православная Церковь празднует 3 июля.
Для начала нужно сказать несколько слов о самом святом, так как, скорее всего, с ним многие не знакомы. Леонтий Византийский – монах и богослов V-VI вв., относил сщмч. Мефодия к числу знаменитых Отцов Церкви, живших до эпохи императора Константина Великого. Сведений о его жизни крайне мало. Благодаря сохранившимся сочинениям мы знаем, что сщмч. Мефодий был довольно активным борцом против ересей своего времени. Он стал первым, кто изобличил заблуждения Оригена. Думаю, что многие обратили внимание, что в титуле священномученика упоминается два города. Это произошло из-за того, что нам точно неизвестно, епископом какой кафедры он был. Греческая традиция указывает на город Патара, а латинская, в лице блаж. Иеронима Стридонского, – на город Олимп (или Олимпос). Как бы там ни было, а оба города находились в провинции Ликия (юго-запад современной Турции). Мученически скончался еп. Мефодий от рук язычников через усекновение главы в 312 году.
Вернемся теперь к «естественным неразумностям». Нередко случается так, что что-то в нашей жизни становится хуже. Как правило, первая реакция на подобные изменения – ропот и возмущение. Так вот, сщмч. Мефодий указывает, что неумение довольствоваться худшим равносильно порицанию Провидения или Промысла Божьего. Что ж, сложно с ним не согласиться – мысль вроде бы очевидная, но в нужный момент в голове она как-то не всплывает. Идем дальше и вспоминаем, что мир сотворен для человека, а не человек для мира: «Люди и удостоены господства над тем, что сотворено ради нас, – пишет владыка Мефодий и продолжает, – нельзя показаться хуже сотворенного для нас, нельзя ни превозноситься множеством богатства, ни быть нетерпеливыми по причине скудости нынешних благ; ведь неразумно находиться в порабощении у того, над чем мы получили власть». Все абсолютно верно, в своих привязанностях и пороках мы служим тому, что должно служить нам. Как-то даже не по себе становится, когда погружаешься в эту мысль. Но я подумал еще вот о чем – если человек продукт исключительно слепых сил природы, как нам сегодня проповедуют эволюционисты и атеисты, если ничего кроме материи не существует – то тогда действительно можно оправдать любые нравственные аномалии и извращения. Толку пытаться возвыситься над материей, если ты сам исключительно и целиком – лишь материя. Я прекрасно понимаю, что не все эволюционисты аморальные личности, но если мысль довести до конца, то это просто прекрасная идеологическая подоплека для оправдания любого порока.
Далее сщмч. Мефодий указывает, что оправдание стремления накопительства земных благ может быть лишь в одном случае – если они приносят пользу. Здесь пусть каждый устанавливает меру сам для себя, но стоит помнить, что кто трудится только ради «шоб було», те «ввергают себя в злейшую беду. Они принимают от Бога наказание за непокорность и сами себя наказывают раньше того отдаленного наказания, отравляемые ядом печали».
Это все отнюдь не значит, что не нужно трудиться, важно то, ради чего совершается труд. Сщмч. Мефодий указывает, что даже телесный труд не только делает человека физически сильнее, но и благотворно влияет на душу, подавая рассуждение, приготовляющее ум к более высокому. Скорби также приносят пользу, но она не очевидна, нам хочется все поскорее пройти, порешать, да сбросить тяготу с плеч. Мы часто ропщем, не видя конечной благой цели, к которой приводят труды или скорби. Здесь владыка Мефодий задает нам очевидный вопрос: «Разве не очевидно, что благотворность понесенных прежде трудов узнается впоследствии, при самом завершении их?». Вот уж действительно, такая простая и понятная мысль, а как-то и в голову не приходила.
Нам хочется какого-то постоянства, спокойной жизни, без сильных тревог и потрясений. Но, сщмч. Мефодий указывает, что такого не бывает, стоит хотя оглянуться вокруг, и мы увидим, что в самой природе все изменяется. Он рассуждает, что возможно кто-то не переносит зиму, но ведь благодаря ей земля дает человеку различные плоды. Кому-то несносен летний зной, но только благодаря солнцу плоды созревают и могут быть употреблены нами в пищу. «Поэтому, о человек, – восклицает владыка Мефодий, – хотя бы ты был богатым, хотя бы бедным, хотя бы царем, – и ты не должен любить неизменного постоянства, но должен удаляться от него. Смотри же и на другой мир, на великое множество людей; тогда ты будешь видеть ясно и уразумеешь Премудрость».
Когда мы чего-то лишаемся, то всякий раз нужно вспоминать, что лишаемся не вечного временного, и не чего-то, что является нашей собственностью, а что нам было дано в пользование. Если уходящее земное благо отпустить – то заработаешь вечное, если же всеми силами хвататься за него – то потеряешь оба. Далее сщмч. Мефодий отмечает, что временные блага являются отражением, образом истинных и вечных благ. Именно поэтому они расцветают лишь ненадолго, и сразу увядают. Какая еще одна прекрасная и простая мысль!
Мир хотя и сотворен был Богом, но мы знаем, кто здесь княжит (Ин. 16, 11). Хотя Господь и наполняет Собой этот мир, но в лице Иисуса Христа, совершив Искупительный подвиг, как бы удалился от него. Если мы христиане – то и пример жизни Христа должен находить свое отражение в наших поступках и действиях. «Заботящимся о тех грядущих благах, – пишет сщмч. Мефодий, – необходимо пренебрегать здешними мнимыми благами (2Кор. 4, 18), от власти над которыми отрекся и Господь, хотя (именно) Он их сотворил, уступив другому (Ин. 14, 30), то есть диаволу – злому духу, предоставив и людям власть (Лк. 10, 19) над временным».
Наконец, владыка Мефодий призывает обратиться ко многим евангельским примерам, что невозможно без чтения и знания Священного Писания. Именно в нем наше вдохновение, в нем и ответы на многие мучительные вопросы. Стоит также брать в руки и святоотеческую литературу, в которой мы можем найти не только сложные богословские формулы или тяжелые аскетические наставления, но и простые, доступные, а главное жизненные мысли, помогающие нам двигаться к намеченной цели – вечному блаженству.
Протоиерей Владимир Долгих
Опубликовано: Fri, 02/07/2021 - 20:37