Свт. Лука Войно-Ясенецкий: этапы духовного и врачебного подвижничества. Ч. 1

В этом году 11 июня 2021 года исполняется 60 лет со дня успения святителя и исповедника Луки Крымского (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, 1877–1961).

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (при постриге ему было дано имя врачевателя и проповедника, автора наиболее полного Евангелия – апостола Луки)  представляет собой уникальную фигуру как в истории медицины, так и Православной Церкви. Видный богослов, выдающийся хирург, единственный священнослужитель, ставший лауреатом Государственной премии в области науки. Его классические труды по хирургии  и сейчас изучают будущие врачи, а церковное почитание святителя ведется в Украине, России, Греции, Балканских странах...

Само житие и труды святителя стало блестящим подтверждением спекулятивности противопоставления Веры и Знания.  «Не пробуйте разделить хирурга и епископа, – говорил он сам, Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным… Наука без религии – небо без солнца. А наука, облачённая светом – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира». Важным шагом стало принятие Верховным Советом Украины 6 июля 2011 г. постановления «О почитании памяти Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (святителя и исповедника Луки), православного святого, ученого, врача-хирурга, подвижника, архиепископа Крымского и Симферопольского», которое дополнительно стимулировало изучение жизни и деятельности, увековечивание молитвенного и научного подвига святителя.

Поражает величие и многогранность земного пути святого – доктора медицинских наук, профессора, ученого с мировым именем, одного из столпов послевоенного возрождения Православия после десятилетий гонений. Почти 40 лет служения в епископском сане. Десятилетия хирургической практики, тысячи спасенных жизней, в том числе – раненых воинов в годы Великой Отечественной войны. Более 100 серьезных научных работ, путеводной из которых стала книга «Очерки гнойной хирургии», выдержавшая несколько переизданий и сейчас являющаяся настольной у практиков. Разработка оригинальных методов анестезии и оперирования. И наконец – около 1250 текстов проповедей, богословско-философский труд «Дух, душа и тело» и работа «Наука и религия» как кредо человека, никогда не противопоставляющего эти понятия.

Наряду с этим существовал и исповеднический путь В.Ф. Войно-Ясенецкого, протянувшийся на 11 лет тюрем, допросов, пыток, пребывания на грани жизни и смерти. Были ссылки в суровые сибирские края, за Полярный круг, по четырем сфальсифицированным уголовным делам.

Выбор пути

Будущий выдающийся хирург и архипастырь Русской Православной Церкви появился на свет 27 апреля 1877 года в Керчи, в семье провизора (перешедшего затем на государственную службу). Родословная его прослеживалась в Польско-Литовском государстве по крайней мере с ХVІ столетия. В конце 1880-х семья Войно-Ясенецких (в ней было трое детей) перебралась в Киев и проживала на Крещатике. На духовный мир Валентина большое влияние оказала мать, Мария Дмитриевна, набожная православная женщина, личным примером показывавшая детям образец милосердного отношения к страждущим (арестантам, раненым воинам, нищим).

Валентин еще в детстве выявил немалые способности к живописи, вплоть до того, что решил после гимназии поступать в Петербургскую академию художеств. Однако глубокие  раздумья и стремление приносить пользу «страдающим людям», привели его на юридический факультет. Некоторое  время получал и уроки в частной художественной школы в Мюнхене. В конце-концов, душевные поиски романтического юноши (под разумным влиянием директора народных школ Киевского учебного округа) завершились переходом на медицинский факультет.

В  основанный в 1834 г. в Киеве Университет святого Владимира Валентин Войно-Ясенецкий поступил в 1898 году (собственно медицинский факультет – исторический предшественник нашего НМУ имени А.А.Богомольца – там создали в 1840/1841 гг.). Способный юноша стал старостой курса[1].

Во время учебы на медицинском факультете университета святого Владимира Валентин Феликсович серьезно увлекся анатомией (тут пригодился талант художника для анатомических зарисовок и лепки моделей костей и внутренних органов). С 3-го курса он стал специализироваться на кафедре топографической анатомии, созданной учеником Н.Пирогова, деканом медицинского факультета В.Караваевым[2].  По словам самого ученого, он «страстно увлекся изучением операций на трупах». Первый серьезный опыт хирургической деятельности пришлось приобретать во время русско-японской войны 1904–1905 гг.

От «мужицкого доктора» до священного сана

По окончании в 1903 г. университета Валентин отказался от научной деятельности, объявив о желании стать «мужицким» земским врачом, помогать бедным людям. Начался нелегкий путь служения людям на медицинском поприще, давшего В.Войно-Ясенецкому огромный опыт практической хирургии. Впоследствии, во время ссылки в Сибирь в 1920- годов, ему даже пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом, причем нагноения не возникло[3].

В январе 1904 г. по распоряжению Главного управления Российского общества Красного креста на базе Киевской Мариинской общины сестер милосердия был сформирован отряд из 5 врачей, 15 медсестер и 30 санитаров для госпиталя на 200 коек. С ним В.Войно-Ясенецкий отправился под Читу. Там он познакомился с медсестрой Анной Ланской, с которой вступил в брак (была верной помощницей хирурга, умерла от туберкулеза в октябре 1919 г., заботиться о детях помогала операционная сестра София Белецкая – человек глубокой веры и душевной чистоты). Начинающий хирург проштудировал классический труд француза Ф.Лежара «Хирургическая помощь в неотложных случаях», сам оперировал на костях, черепе, суставах, стал заведующим хирургическим отделением.

В дальнейшем В.Войно-Ясенецкий работал хирургом и главным врачом земских сельских больниц в Симбирской, Курской, Саратовской, Черниговской губерниях (1905–1917 гг.). В сентябре 1908 г. стал врачом-экстерном Московской хирургической клиники профессора П.Дьяконова.

Понимая несовершенность тогдашней общей анестезии, вредность для организма применяемых тогда веществ, молодой хирург сосредоточился на проблеме местной (регионарной) анестезии. Он изучил книгу немецкого профессора Г.Брауна «Местная анестезия», и пришел к выводу о возможности «временно прерывать проводимость тех нервов, по которым осуществляется болевая чувствительность в области операции» (отсюда иное название – «проводниковая анестезия»).

Работая в Институте топографической анатомии и оперативной хирургии (1909–1911 гг.)  он разрабатывал новейшие методы блокады нервных стволов. В анатомическом театре профессора П.Карузина изучил 300 черепов и нашел оптимальные пути анестезии ветвей тройничного нерва. Проштудировал около 500 научных работ на немецком и французском языках (последний он учил с нуля). За 8 месяцев в целом был собран материал для диссертации. В 1915 г. в Петрограде вышла его книга «Регионарная анестезия» (прекрасно иллюстрированная самим автором), в 1916 г. защищенная Валентином Феликсовичем как диссертация. О самой диссертации его оппонент, известный хирург А.Мартынов сказал: «мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатления пения птицы… и высоко оценил ее»[4]. Варшавский университет присудил диссертации премию имени Хойнацкого в 900 рублей золотом.

Характеризуя  значение  регионарной анестезии,  ученый отмечал: «На смену прежним неуклюжим и примитивным способом послойного пропитывания анестезирующим раствором всего, что надо резать, пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость тех нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции»[5].

Однако научная работа не давала достаточно средств  для обеспечения семьи. В 1911–1917 гг. довелось трудиться хирургом, главным  врачом больницы на 50 мест в Переяславе-Залесском под Москвой, а с 1915 г. – и в военном лазарете. Помогать больным приходилось в условиях плохой обеспеченности медикаментами, инструментами, низкой квалификации младшего медицинского персонала. Зато врач получил разносторонний опыт.

Накопленный опыт позволил получить по конкурсу должность (март 1917 г.) главного врача городской больницы Ташкента. Однако с конца 1917 года начинаются трагические события Гражданской войны, жертвами которой массово становились и священнослужители. Бесчинства и убийства священнослужителей бандитствующими элементами началось в 1917 году до прихода к власти большевиков. К началу  же 1920-х годов Православная Церковь подошла серьезно ослабленной Гражданской войной, гонениями на верующих, эмиграцией.

В конце 1918 или начале 1919 г. Войно-Ясенецкого впервые арестовали по клеветническому доносу, и только вмешательство знавшего врача «видного партийца» спасло ожидавшего скорого расстрела Валентина Феликсовича[6].

В 1920 году,  при создании Ташкентского университета, В.Ф.Войно-Ясенецкого  избрали профессором кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии медицинского факультета. Продолжалась и хирургическая практика. В конце этого же года произошло знаменательное событие. Врач выступил на епархиальном собрании, его доклад произвел сильное впечатление на верующих. После собрания  к нему подошел правящий архиерей, архиепископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий[7], и убежденно сказал: «Доктор, вам надо быть священником!». Как вспоминал впоследствии свт.Лука, эти слова он воспринял как Божий призыв и ни минуты не размышляя ответил «Хорошо, Владыка! Буду священником, если это угодно Богу!»[8].

Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук

Примечания:

1. Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). – М.: Даниловский благовестник, 2006. – С. 10–13.
2. Караваев Владимир Афанасьевич (1811 – 1892) – известный хирург, один из основателей медицинского факультета Университета святого Владимира, его декан в 1843–1847 годах. 
3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. – М. : Образ, 2007. – С. 4.
4. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». – М., 1995. – С.21-22.
5. Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург… – С.17–18.
6. Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург…. – С.21.
7. В 1912–1923 гг. епископ Туркестанский и Ташкентский. Расстрелян в декабре 1937 г.
8. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…». – М., 1995. – С.30.

Теги

Социальные комментарии Cackle