Чудеса, которые может «потрогать» каждый

Мы вплотную приближаемся к празднованию Крещения Господнего, а потому, как и в случае с Рождеством, Церковь установила почитание пророков, в тех или иных категориях, говоривших об отмечаемом событии. Поэтому в календаре под 16 января стоит имя пророка Малахии, на его книге и сосредоточимся.

Наверное, стоит сказать, что всякий раз, когда я берусь за написание статей на подобные темы, мне кажется, что для большинства людей они покажутся довольно нудными, особенно учитывая, что сегодня народ, в принципе, не сильно любит читать. С Библией еще сложнее, ведь ее не получится просто читать, как, например художественную книгу. Мало того, что необходимо постоянно напрягать мозги, стараться соотносить Священные тексты с собственной жизнью, так еще и без сопутствующей, толковой литературы здесь не обойтись. Если Пятикнижие, учительные и исторические книги Ветхого Завета еще как-то можно усвоить собственными силами, то вот с пророческими – зась. Книга пророка Малахии небольшая – всего четыре главы – но и здесь приходится постоянно перескакивать практически с каждого предложения к экзегетическим трудам. Напрягать такой процесс может лишь тогда, когда мы не любим Священное Писание, когда оно кажется нам каким-то отвлеченным и безжизненным. Хотя в этом мы сами себе, возможно, и не признаемся, но наше к нему отношение, наши действия (или точнее бездействия) в этом плане довольно красноречивы.

Любой прогресс всегда начинается с усилия, а там, как говорится, «аппетит приходит во время еды». Поэтому в этот раз хотелось бы сказать не только о пророчествах Малахии об Иоанне Крестителе и Мессии, но и о некоторых, скажем так, практических аспектах его откровений.

Итак, пророк Малахия – последний из ветхозаветных пророков вплоть до Господнего Предтечи. Отсюда нетрудно догадаться, что его профетическая деятельность разворачивается после восстановления храма, причем еще и спустя некоторое время. И вот мы видим, уже «традиционное», где-то даже «набившее оскомину» отпадение избранного народа. Довольно часто, при разговоре с православными христианами о каких-либо событиях ветхозаветной истории, мне приходится слышать фразы наподобие этой: «Какое большое количество чудес Бог явил евреям, а они всякий раз предавали Его!», – или так: «Казалось бы, что еще явственней может свидетельствовать о любви и заботе Бога о Своем народе, чем описанные чудеса, а им и этого постоянно не хватает!». Мысль, я думаю, понятна. Но вот, что интересно получается: древние евреи нас удивляют, а мы, сами себя – нет. Столб света, разверзнувшееся море и прочие известные события мы почитаем достаточными для твердой веры, а вот вочеловечения Бога, Воскресения Христового и всего Его Искупительного подвига нам мало, дабы самим сохранить верность своему Спасителю.

Так происходит, потому что вера и верность – вещи родственные и взаимосвязанные. Утрата веры приводит как к охлаждению отношений с Богом, так и между самим людьми, о чем прикровенно говорят слова пророка Малахии: «Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога» (Мал. 2, 11). В его времена, а в наши и того хуже, расторжение браков было делом довольно легким и никто по этому поводу особо не заморачивался. Не хватает нам веры, вот мы и становимся неверными. Описанных в Священном Писании чудес кажется мало, нам хотелось бы лично увидеть столб света, вот тогда мы прям «затвердели» бы и начали бы горы двигать. Ища чуда, не похожи ли мы на книжников и фарисеев, говоривших Христу: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42). Священное Писание – само по себе – чудо, к которому мы можем прикоснуться, буквально «потрогать», и отсюда укрепить как веру, так и верность.

Таинство Евхаристии – еще одно чудо, как по своему внутреннему наполнению, так и потому, что именно о нем и его распространении по всей земле говорил пророк Малахия, за четыреста лет до Тайной Вечери, называя ее «чистой жертвой»: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал. 1, 11).

Недалеко мы ушли от иудеев еще и потому, что иногда ропщем даже на Бога. Достаточно, при виде совершаемой несправедливости этого мира, допустить вопрошающую мысль: «Где-же Его правосудие?», – и вот мы уже милосердие и долготерпение Господне воспринимаем как попустительство, т.е. фактически обвиняем Владыку вселенной в неправде. «Вы прогневляете Господа словами вашими, – читаем у пророка, – и говорите: “чем прогневляем мы Его?” Тем, что говорите: “всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит”, или: “где Бог правосудия?”» (Мал. 2, 17). Мы забываем, что Отец Небесный долготерпит не только всяких негодяев и отморозков, но и нас с вами. Если бы не Его долготерпение, то уже всем на этой земле пришел бы «капут». И здесь абсолютно неважна тяжесть преступления, так как все мы заслуживаем «вышку». Бывают же уголовном праве прецеденты, когда человека осуждают на тюремный срок, значительно превышающий продолжительность его жизни. В таком случае абсолютно все равно приговор был дан сто или на тысячу лет. Для того чтобы погубить свою душу не обязательно кого-то убивать, вполне достаточно будет блуда или просто осуждения ближнего. Поэтому, когда мы сталкиваемся с несправедливостью этого мира, не стоит уподобляться древним иудеям, лучше прислушаться ко льву Аслану из «Хроник Нарнии»: «Прежде чем побороть зло в мире, нужно сначала побороть зло в себе».

Закончить хотелось бы тем, с чего я начала – с пророчеств о Мессии и его Предтече, все-таки Богоявление впереди. Здесь ничего сложного, особенно учитывая, что на слова пророка Малахии ссылаются евангелисты-синоптики (Мф. 11, 10; Мк. 1, 2; Лк. 7, 27). В начале третьей главы читаем: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3, 1). Чуть дальше пророк еще раз предсказывает явление Иоанна Крестителя: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6). Опять же, на основании евангельских текстов, несложно установить, что под Илией подразумевается именно Предтеча Господень. Сам Христос указывает, что «Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому» (Мк. 9, 12) и, что Иоанн «предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17). Очевидность и ясность этих откровений – не еще ли одно чудо, служащее укреплению нашей веры!

Вот как получается – всего четыре небольшие главы книги пророка Малахии, а она еще далеко не исчерпывается затронутыми темами. Именно поэтому для христианина изучение Священного Писания – дело на всю жизнь. Стоит лишь немного поднапрячься, и мы открываем для себя бездонный мир мудрости, благословений и чудес. Давайте не станем пренебрегать возможностью узнать что-то новое, укрепить свою веру и благодарить за это пророка Малахию, грядущего на Иордан Мессию, а также Его Предтечу и Крестителя Иоанна.

Протоиерей Владимир Долгих

Теги

Социальные комментарии Cackle