Прп. Силуан Афонский и его опыт противостояния бесовским силам

24 сентября Православная Церковь чтит память подвижника начала XX века – прп. Силуана Афонского.

О нем сказано достаточно много, и вряд ли я здесь напишу что-то новое. Когда читаешь житие или труды святых отцов, обращаешься к их высказываниям, то нередко упускаешь какие-то важные нюансы, именно так у меня получилось с прп. Силуаном. Многим из нас известно его наставление: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», – но на самом деле это обращенные к старцу слова Христа.

Каждый, пожалуй, согласится, что приведенная фраза – замечательна, но далее этого соглашательства дело не идет. Слова нас не задевают, не мотивируют к конкретным действиям, не заставляют глубже задуматься над ними. И дело здесь, конечно, не в словах, ведь мы попросту часто не осознаем, что за ними стоит или в каких условиях они были произнесены. Известный французский православный богослов Жан-Клод Ларше в одном из своих трудов уделил немало внимания осмыслению приведенной фразы как раз на основании наследия прп. Силуана, чем мне и хотелось бы поделиться.

Для начала необходимо напомнить, когда же Христос обратился к старцу. Это было второе явление Спасителя прп. Силуану, первое произошло на пятнадцать лет раньше. Когда афонский подвижник молился в своей келье, то вдруг огромный бес, заслоняя иконы, встал перед ним и ждал поклонения себе. В этот же момент в комнату старца налетело множество других бесов, которые всеми силами пытались разрушить его молитву. Прп. Силуан воззвал: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?», – на что Спаситель отвечает: «Гордые всегда так страдают от бесов». Тогда старец снова обращается: «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя», – и далее уже звучат известные нам слова Христа: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Это видение сильно повлияло на жизнь прп. Силуана, отныне Господне наставление становится важнейшим правилом и лейтмотивом всех его действий. А ведь действительно, когда осознаешь, как и когда была произнесена рассматриваемая нами фраза, то у самого уже как-то меняется к ней отношение.

Теперь, так же, как это сделал Жан-Клод Ларше, давайте разложим данное наставление на две части: 1. Держи ум твой во аде; 2. и не отчаивайся; и разберем каждую из них в отдельности.

Первая часть фразы имеет несколько измерений. Старец Силуан обращает внимание на то, что адом мы сами иногда именуем тяжелые жизненные обстоятельства, поэтому «держание ума во аде» есть терпеливое и безропотное перенесение этих обстоятельств. Как и следовало ожидать от подвижника-аскета, корень страданий он видит в гордыне: «Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир». Мы помним, что Спаситель его самого обвинил в отсутствии смирения, и, естественно, что прп. Силуан это прекрасно усвоил, потому и нас вопрошает: «За что же человек страдает на земле, несет скорби и терпит беды? За то страдаем мы, что не имеем смирения». Он был чуток к страданиям людей в этом мире, а потому, начиная с самого себя, отмечал, что именно с них (т. е. с земных страданий) и получают начало страдания адские: «По делам моим я достоин мучений и на земле, и во аде».

Следующий смысл первой части фразы связан непосредственно с действием бесов. Инфернальные существа, являясь, скажем так, жителями ада, присутствуют и действуют также и на земле, именно поэтому осознанная борьба с ними, противостояние им должны быть неотъемлемой частью христианской жизни. Сам старец неоднократно подвергался открытому нападению бесов, более того, видел их не только ночью, но и днем. Он много лет страдал от их воздействия. Мы, конечно, далеки от высоты его духовности, а потому Господь нам не попускает такой явной брани, ведь мы ее попросту не перенесем. Но вот что интересно: «За гордость мою, – говорит прп. Силуан, – Господь попустил врагу дважды сотворить брань с моею душою так, что душа моя стояла во аде», – и далее он конкретизирует, в чем, собственно, состояло проявление гордости: «Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов... Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Господь милостиво дает тебе познать... что значит быть в борьбе с бесами». Таким образом, мы видим, что оставление покаяния и сокрушения о старых грехах является тем проявлением гордыни, из-за которой Господь попускает действие нечистых духов. Думаю, что это наставление довольно актуально и для нашей духовной жизни.

Итак, давайте обобщим сказанное: согласно мнению и личному опыту прп. Силуана, существует прямая связь между гордыней (и отмеченными ее проявлениями) и мучениями, причиняемыми инфернальными сущностями на этой земле, а единственное противоядие – это смирение. Об этом же говорит, например, тот же прп. Антоний Великий: «Видел я однажды все сети врага, распростертые на земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? – но услышал глас, говорящий мне: “Смиренномудрие’’».

С действием бесовских сил неразрывно связано состояние богооставленности, воплощением чего и является вставший во время молитвы между иконами и подвижником демон. Мужественное перенесение этого состояния, вместе с постоянным желанием снова обрасти благодать, – еще один смысловой уровень первой части рассматриваемой фразы. «О, братья, –  пишет прп. Силуан, – если бы вы могли разуметь томление души, которая носила Духа Святого, а потом потеряла Его. Томление это нестерпимо. Душа тогда в неописуемой скорби и печали… Когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о небесном и слезно ищет Господа».

Если все сказанное попробовать свести в одну мысль, подвести некоторый итог, то тогда наставление афонского старца будет выглядеть примерно так: «Постоянно помни, что по причине грехов твоих ты заслуживаешь наказание и адские муки». Прп. Силуан сам многократно напоминает себе, что он достоин лишь ада: «Я недостоин Бога и рая. Я достоин мук адских и буду вечно гореть в огне», – также и другом месте он пишет: «Нужно считать себя хуже всех и осудить себя во ад... Хорошо душу свою приучить помышлять: “Я буду гореть в огне адском”». Единственным спасением здесь является глубокое осознание своей греховности и осуждение себя. Получается, что смирение и самоосуждение – это две стороны одного аскетического делания, позволяющие постоянно держать «ум во аде». Вместе они обязательно должны подкрепляться твердым упованием на Бога и постоянным соизмерением своих сил с поставленными целями: «Но надо знать при этом свою меру, чтобы не перетрудить души. Изучи себя и давай душе подвиг по силе ее», – подытоживает старец.

Теперь мы гармонично переходим ко второй части наставления Христа: «...и не отчаивайся». Тяжелым грехом прп. Силуан называет состояние, когда человек считает себя достойным адских мук, но при этом отчаивается. Получается, что в таком случае отчаяние сокрушило его: «Многие отчаиваются и пропадают. Души их дичают и не хотят потом ни молиться, ни читать, ни даже мыслить о Боге», – пишет старец. Он сам рассказывает, что один раз угодил в эту яму и едва не погиб: «В одно время напал на меня дух отчаяния: мне казалось, что Бог отринул меня вконец и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжелый и томительный, что страшно о нем и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность». Поэтому так важно, осудив себя на муки, иметь и твердое упование на Бога. У каждого из нас есть свой внутренний опыт встречи с Господом, когда Его благодать касалась нашего сердца. Возможно, это были какие-то краткие мгновения, от которых осталось лишь одно воспоминание, но именно на нем и должна быть основана та надежда, которая не позволит нам рухнуть в бездну отчаяния: «И если бы Господь не дал мне познать Себя Духом Святым, – говорит прп. Силуан, – и если бы не помощь пресвятой и благой Владычицы, то отчаялся бы я в своем спасении».

Изложение этой статьи, возможно, кажется несколько сумбурным или далеким от нашей реальной жизни. Я понимаю, что большинство из нас напрямую не встретится с бесами и адом вплоть до собственной смерти, но это отнюдь не значит, что градус их действия в нашей жизни каким-либо образом снижается. Наоборот, демоны – злейшие враги наши и тот факт, что мы не осознаем и не видим их работы, подвергает наши души большой опасности. Именно поэтому столь важен опыт таких подвижников, как прп. Силуан Афонский. Дай Бог нам всем сил и благоразумия прислушаться к нему и хоть немного реализовать его наставления на пути своего личного восхождения в Царство Небесное.

Протоиерей Владимир Долгих

Социальные комментарии Cackle