Жизнь св. прав. Иоакима и Анны – образец исполнения наших просьб
22 сентября, во второй день праздника Рождества Богородицы Православная Церковь концентрирует свой взор на родителях Девы Марии – Иоакиме и Анне.
Когда смотришь на эту удивительную чету, то понимаешь, что не так уж и много у нас, по сравнению с преподобными или мучениками, «семейных» святых. Именно поэтому день их памяти также по праву можно считать христианским днем семьи.
Святые праведные Иоаким и Анна – это одни из тех немногих в Священном Писании родителей, кому пришлось очень долго ждать свое чадо. В такой же ситуации оказались Захария и Елисавета, задолго до этого Авраам и Сарра, а также Елкана и Анна – отец и матерь пророка Самуила. Именно поэтому в каждой паре, в силу преклонного возраста, рождение ребенка, несмотря на естественность, было действием также сверхъестественным, действием со стороны Самого Бога.
В Рождестве Богородицы Господь соприкасается с миром, но пока еще не входит в него. Появляется на свет Дева Мария, ставшая гармоничным продолжением святости своих родителей. И в Ней самой, и в Иоакиме и Анне яснее всего выделяются добродетели кротости, смирения и терпения. Можно подумать, что именно благодаря терпению родители Богородицы удостоились такой чести.
Нужно понимать, что они были частью израильского народа, его культуры, быта и духовности. Именно поэтому они не могли не хотеть детей, ведь ребенок воспринимался как благословение Божие, а его отсутствие – как проклятие за грехи. Мы можем лишь догадываться, что приходилось переносить Иоакиму и Анне: разговоры, сплетни за спиной, неприятные взгляды, вопрошания и т. п. Они понимали, что решение всех проблем – в рождении ребенка, но Господь испытывал их веру, конечно же, зная, что они все выдержат, все перенесут. Это было еще время Ветхого Завета, потому наверняка их сердца сжимались от недопонимания, ради чего или из-за чего им нужно терпеть. Сколько раз им приходилось скрываться за стенами собственного дома, говорить друг с другом, делиться скорбью от очередной порции насмешек и плевков в спину, но при этом они продолжали крепко любить друг друга и утешать.
Вот Иоаким, человек святой жизни, от чистого сердца хочет принести жертву Богу в Иерусалимском храме, но его останавливает некий Рувим и говорит, что для начала нужно произвести потомство Израилю. Анну упрекает даже собственная служанка Иудифь. Иоаким решает принять на себя сорокадневный пост в пустыне. Анна продолжает молиться Богу дома. Все эти действия направлены на одну цель – рождение ребенка, и Господь исполняет их давнюю просьбу. Родители Богородицы – это действительно невероятный пример терпения, терпения, которого не хватает многим современным супружеским парам, оказавшимся в подобном положении.
В этой истории хотелось бы выделить еще одну черту. Дерзну предположить, что Господь послал Иоакиму и Анне беременность именно в тот момент, когда они уже полностью смирились со своей участью. Я специально сделал акцент на уходе Иоакима в пустыню, так как он взял на себя этот подвиг не ради спасения (все-таки это еще ветхозаветная эпоха), не по особому повелению Божию, а именно ради исполнения его с Анной просьбы. Здесь проявляется как бы два вектора действия, на которые так хорошо указывали многие святые отцы. Вот и у свт. Василия Великого мы читаем: «С великою осмотрительностью должно делать прошения, сообразно с волей Божией. А неуслышанным надобно знать, что потребно или терпение, или усиление молитвы».
Давайте теперь попробуем описанную ситуацию спроецировать на собственную жизнь. Мы все хорошо знаем слова Христа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Так вот как раз с «силою» ради Царства Небесного у нас проблемы. Постоянный бег, вечный ворох проблем отбирают у нас все силы, так что для вечности ничего не остается. Ситуация в монастырях или тех же семинариях немного проще. Там есть, так сказать, контролирующие дисциплину и соблюдение порядка органы. Т. е. при нарушении каких-либо правил внутренней жизни полагается наказание. Естественно, как и во всяком человеческом обществе, наказания могут казаться или быть несправедливыми, но если ты понимаешь ради чего все это, то сначала, при буйстве страсти внутри, подчиняешься, а потом и смиряешься. Может, я описал немного топорно, но примерно так выглядит процесс воспитания. Во взрослой и повседневной жизни у нас подобных контролирующих органов или духовников, как правило, нет, вот поэтому-то промедление Бога в исполнении, пусть даже и самых благочестивых, просьб нужно воспринимать как действие смиряющей Господней десницы. В современном разговорном языке мы это называем «отпустить ситуацию». Но в христианской жизни важен сам внутренний мотив. Когда мы бьемся-бьемся, просим-просим, а потом, не формально, а искренне скажем: «Хорошо, Боже, пусть как будет, так будет. На все воля Твоя», – во тогда-то Бог и исполнит нашу долгожданную просьбу. Сходную мысль можно найти у прп. Ефрема Сирина: «Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле». Здесь мы видим проявление одного из многих кажущихся парадоксов христианской жизни. Хочется еще раз отдельно подчеркнуть, что просить нужно «не так, чтобы непременно получить». Это важнейшая внутренняя установка, которая должна гармонично сочетаться с верой во всемогущество Божие, Его реальную способность исполнить любую нашу просьбу, верой в Его любовь и заботу, в то, что Он лучше нас знает, что для нас лучше.
Давайте немного расширим уже высказанные мысли и обратимся к условиям исполнения наших прошений, хорошо отображенных в словах свят. Иоанна Златоуста: «Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходим к Бессмертной Жизни». Каждое из этих шести условий с торицей было выполнено прав. Иоакимом и Анной.
У прп. Ефрема Сирина есть еще замечательная аналогия, имеющая отношение к нашему разговору. Он пишет, что труженики в поле испытывают наибольшую тяжесть труда в полдень, когда зной отбирает все силы, а потому именно в этот момент мы можем громогласно требовать себе награды и Господь, помимо исполнения просимого, подаст еще и благодать. Мне кажется, что то мгновение, когда мы смиряемся под тяжестью обстоятельств, когда принимаем их не как навязанный нам извне рок или судьбу, а как добровольный жизненный крест, то это мгновение как раз и является тем «полуденным зноем», которым нас увещевает прп. Ефрем.
Всего перечисленного нам так сегодня не хватает. Бесконечный бег в этом мире, с его быстроменяющимися событиями, создает иллюзию, что и возникшие проблемы можно более или менее быстро порешать, но иногда стоит остановиться и со слезами уйти в «пустыню», дабы там обрести реальный опыт богообщения. «Цель всякого христианина состоит в непрестанной молитве и, насколько возможно бренному человеку, в невозмущаемом спокойствии ума и всегдашней чистоте его. Для достижения этого нужны: неослабный телесный труд и сокрушение духа, так чтобы между тем и другим находилась тесная взаимная связь», – пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Святые праведные Иоаким и Анна – это образец терпения, образец кротости и смирения, образец невозмутимого внутреннего спокойствия и силы, образец того, как и что нужно просить у Бога, а еще они образец семейного несения жизненного креста – одного на двоих.
Протоиерей Владимир Долгих
Опубликовано: Tue, 22/09/2020 - 08:56