Почему так опасна зависть? Как её победить?

Объясняет священник Андрей Гавриленко.

От человека до скота, всё, о чем говорит десятая заповедь, может стать предметом вожделения. Мы смотрим с завистью на то, чего у нас нет.

Главное слово зависти – «мало». Есть деньги, но мало. Есть жильё – мало. Друзья – мало. Радость – мало... И где бы ни начался круговорот, всё заканчивается – «хочу больше».

В век рекламы мы робеем, когда вещь оказывается в руках нашего знакомого, прохожего или вообще в виртуальной реальности.
Как оказалось, маркетинг не только двигатель торговли, но и семя зависти. Люди, вещи, курорты кричат из гаджетов, витрин и обложек. Защитные механизмы рушатся. Не устоять.

С разрушающей силой зависти знакома и философия, и политика, и культура. Все помнят Моцарта и Сальери, трагедию отца Гамлета.

Возникнув некогда в падшем ангельском мире, зависть через лукавого проникла в человеческое общество. Она живёт в богатых домах и хрущевских квартирах. Обеспеченный и бедный, одинокий и многодетный – все одинаково в зоне риска. Её чёрная рука гладит больного и заключенного, старого и молодого.

Зависть рождает осуждение, суетность и многопопечение. Дружит с унынием и печалью.

Эта страсть, по мысли Сократа, – язва души. Вредит благополучию, омрачает радость других. Человек себя терзает, изматывает её отравой свое сердце. Григорий Сковорда считал эту страсть пагубной, матерью всех пороков. Как ржавчина съедает железо, так зависть её обладателей. Она парализует работу, направляя внимание на других, человек меньше заботится о себе, просто о своем достатке, не говоря уже о душе.

И уже далекой кажется заповедь апостола: «Блажен благочестив и доволен» (1 Тим. 6:6). Блажен, то есть счастлив, живущий по евангельскому закону и при этом доволен. Печаль в том, что можно жить внешне по закону Бога, но быть недовольным.

Свою роль в этом положении играют сребролюбие и его чадо – зависть.
Наличие зависти к финансовым успехам ближнего есть свидетельство, что сердце поклоняется мамоне, а не Богу. Она здесь играет роль симптома страшной болезни души. Через неё узнаем, что душа наша стала душой идолопоклонника.

Святой Иоанн Синайский замечает, что зависть рождается от сребролюбия. И предлагает лучшим средством против этих «близких родственников» добродетель беспристрастия. Достичь этой добродетели можно постоянной «памятью о страшном ответе во время исхода из сего мира». Представь себе, человек, что на Страшном суде все узнают о твоих пороках и не будет заступника. «Если будешь искренно укорять себя пред Господом, – продолжает преподобный, – то презришь эти страсти, как паутину».
Вот еще один рецепт против зависти – укорять себя перед Лицем Любящего Бога. Как только заметил в себе шипение этой страсти – раздави её голову укорением себя: «Что же я, прости, Господи. Помоги не завидовать, а радоваться о ближнем».

Зависть – состояние бесовское. Бесовская зависть – причина многих искушений, хульных помыслов, ночных осквернений и блудных помыслов. «Все брани бесовские происходят от трех главных причин: или от нерадения нашего, или от гордости, или от зависти диавола», – читаем в «Лествице». А классическое выражение аввы Дорофея: «То, что бесы давят тебя, происходит от зависти их».

Зависть ненавидит добро. Побежденный завистью ищет подвоха в любом деле ближнего. Зависть извращает сознание. Человек становится лицемером, ведь как быть искренним, когда хочешь чужого?

Игумен горы синайской открывает явный признак завистливости. В тебе есть этот недуг, если с лёгкостью и удовольствием порицаешь учение, дела и добродетели ближнего. Завистник не может радоваться об успехе ближних. Зависть помрачает наше человеческое достоинство. Она преуменьшает реальное наше положение. Поэтому простым уроком против зависти может стать осознание того, что мы имеем.

Христианин, знай: ты тоже богат!

Богат Богом, богат верой, ты знаешь, что побеждающий зло сподобится сесть одесную Бога: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3:21–22).

Зависть порождает раздор, лишает покоя, заставляет делать глупости.
Против зависти выступает само братство во Христе. Как завидовать брату, за которого Христос Кровь пролил?! Что есть у брата – у него от Бога. У тебя же есть молитва, проси у Бога – и дастся тебе, как обещал Спаситель (Мф. 7:7). Только проси для добра, чтобы творить добро тем, что получишь, а не удовлетворять страсти.

Задай себе вопрос: ты хочешь этого почему? Чтобы тебя так же хвалили?

Но ведь похвалу надо искать только у Единого Бога, такая похвала никогда не пройдет, слава, которая от Единого Бога (Ин. 5:44).

Чтобы ты был так же богат?

Но не читал ли ты слова из вечной Книги: «Горе вам, богатые… Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:24–25). Разве ты себе несчастья просишь и желаешь? Скорей откажись от таких желаний, которые приносят горе и ужас.

Ты хочешь так же легко получать все, что пожелаешь?
Но разве заботу о теле надо превращать в похоть (Рим. 13:14). Разве не станет это для тебя тюрьмой и, забыв о ближнем, разве не будешь осужден на муку вечную?

Зачем мучить самого себя? Освободись, человек, от этого пагубного недуга.
В «Лавсаике» сравниваются души, зараженные страстями, с различными источниками. Души гордых и завистливых, имеющие способность к познаниям, подобны источникам, в которых живут змеи, ибо разум у них всегда застаивается, как гнилая вода в болоте, потому что никому не хочется пить оттуда по причине горечи нрава и зловония нечистых дел. Посему Давид и молит Бога даровать ему три дара: благость, учение и знание, ибо без благости знание бесполезно.

В «Лавсаике» укротителем зависти называется Спаситель. Только Христос – податель всех благ, Он призывает к довольству и на Него надеянию. Не зря после исповеди, где «Христос невидимо стоит между нами», можно избавиться от этого недуга. 

Честертон в знаменитом эссе о Робинзоне называет эту книгу величайшей из поэм, потому что воспевает драгоценность малых вещей, которые уцелели от кораблекрушения.

Авва Дорофей писал: «Так, зависть сама по себе ничто, но имеет причины в числе которых есть и славолюбие: ибо кто хочет прославиться, тот завидует прославленному или предпочтённому. И все отцы говорят, что каждая страсть рождается от сих трёх: от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, как я часто говорил вам. Итак, должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы свои покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела».

Земля сердца не для сорняков или ветра, а для доброго семени. Святые советуют противопоставлять страсти противоположную добродетель. Например, зависти – благожелательство и радость об успехе ближнего.

Тот же преподобный авва заканчивает одно из наставлений так: «Ты должен привнести свои усилия и старание; а покров, милость и подаяние силы зависят от Бога».

Сила зависти, по мысли философа Ф. Бэкона, похожа на силу любви. Пожалуй, зависть только и побеждается любовью. Еще Эзопом замечено, что когда у кого-то в доме радость – радуйся с ним. Радуйся радости брата – и тебя не оставит Господь.

Недуги сердца лечатся любовью сердца. Оцени, христианин, что у тебя есть. 

Теги

Опубликовано: Fri, 04/09/2020 - 13:30

Статистика

Всего просмотров 8,970

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle