Основное отличие подлинного христианства
Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.
Мы живём во время так называемой глобализации, когда становятся условными границы между разными странами и народами, стремительно стираются грани между добром и злом, грехом и добродетелью. Из-за многоголосия в СМИ человеку все труднее разобраться, кто говорит правду, а кто ложь. Сейчас уже доходит даже до того, что на улице бывает непросто определить, кто перед тобой – мужчина или женщина.
Также неискушенному человеку очень сложно увидеть разницу между множеством христианских верований, христианством и язычеством. И по образу жизни (разве что по внешнему виду и религиозным атрибутам) мудрено отличить христианина от язычника. Ибо и в самом христианстве встречаются неправильные представления о Христе. Ныне, например, многие представляют себе Христа как какого-то революционера или сказочного героя, который постоянно воюет со всякой несправедливостью.
Чтобы мы среди этого мрака разномыслий увидели свет, каждый воскресный день Церковь для назидания предлагает Евангелие, где ясно определяются границы между правдой и ложью, добром и злом, и таким образом подвигает нас жить по заповедям Божьим.
В евангельской притче о заимодавце, которая только что была прочитана, рассказывается, как некоему господину донесли, что один человек задолжал ему десять тысяч талантов серебра. Это очень большая сумма, нам трудно ее себе представить. По весу это примерно 300 тонн. (Например, Царь-колокол в Москве весит примерно 200 тонн). Поскольку должнику нечем было заплатить, то заимодавец приказал продать его, жену, детей, все имущество, чтобы получить необходимую сумму. Но этот человек стал упрашивать простить или хотя бы отсрочить ему уплату долга. И господин откликнулся на его просьбу. Однако, как только прощенный вышел из дома заимодавца, он увидел раба, который задолжал ему всего 100 динариев, и стал душить и требовать от него возврата долга. Сто динариев – это не такая большая сумма, примерно плата работника за три-четыре месяца. Поскольку раб не мог ему заплатить, он посадил его в темницу. Когда друзья его услышали об этом, то донесли заимодавцу, как тот человек поступил со своим рабом. Заимодавец сильно разгневался на это и приказал отдать неблагодарного и жестокого человека истязателям, пока тот не выплатит весь долг. Заканчивается притча словами: «Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (см. Мф. 18:23–35).
Кажется, что простить другого легко, но на самом деле это не так просто. Святитель Феофан Затворник говорит, что мы ещё можем простить, когда обида нанесена нам не публично, но если оскорбление было в присутствии других, то это очень сильно задевает наше самолюбие и у человека совсем нет сил для прощения.
Если прислушаться, о чем сейчас говорят между собой люди или что произносят политики, это какой-то постоянный грязный поток то малых, то больших обид, которые пытаются разрешить в судах, на протестных акциях, при помощи революций и войн, и почти никто и никогда не говорит о прощении. Это ныне считается ниже человеческого достоинства. И хотя многие знают и каждый день читают молитву «Отче наш», где есть слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим» – но мало кто стремится применить их в своей жизни.
Однако способность и неспособность к прощению – это как раз та лакмусовая бумажка, с помощью которой можно отличить подлинное христианство от его подделки или язычества.
Пусть каждый из нас великий грешник, но пока мы можем прощать, ещё есть надежда на спасение. Об этом говорит Сам Господь: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). Если эта способность теряется, то если даже мы ведём безукоризненную с точки зрения нравственности жизнь и несем великие подвиги молитвы и поста, это не имеет никакой цены.
Не случайно каждый раз на Исповеди после перечисления кающимся своих грехов почти каждый священник у тех людей, которых он мало знает, спрашивает: «Не держите ли вы на кого обиду?» Если обида присутствует и человек даже не допускает мысли, чтобы её в себе победить, то священник не имеет права читать над кающимся разрешительную молитву и допускать до Причастия.
Как научиться прощать? Для этого нужно научиться любить, а это невозможно без помощи благодати Божией. Также важно постараться все в жизни делать так, чтобы из этого получать пользу. Но, как объясняет преподобный Серафим Саровский, нужно стремиться получать пользу не материальную, а духовную.
Толк может быть не только от традиционных молитв, постов, исповедей, причастия, но от каждого нашего жизненного шага. Вот мы хотим подольше поспать утром, при этом если пораньше встанем, помолимся и успеем бескорыстно сделать что-то нужное для близких, то получаем духовную пользу и приносим радость и себе, и другим. Также если мы на работе все стараемся делать старательно и качественно, даже когда не совсем ценит начальство, то в этом тоже великое благо. А если мы, например, вместо того чтобы кого-то осудить, презрительно посмотреть, увидев недостаток, кому-то поможем исправить ошибку и братски поддержим, заступимся за него, даже если это будет грозить большими неприятностями, то в этом будет для нас тройная духовная польза; ибо, как говорит Господь, «нет больше той любви, если кто душу положит за друзей своих» (Ин. 15:13).
И так со всего в жизни, дорогие братья и сестры, надо учиться получать в первую очередь духовную пользу. Лишь таким образом можно накопить в своем сердце настоящую любовь, потому что не количеством добродетелей, а умением по-настоящему любить и прощать отличается подлинное христианство. Аминь!
Опубликовано: Tue, 25/08/2020 - 15:24