Введение. Почему событие, которого нет в Писании, стало одним из двунадесятых праздников?

Истории Введения во храм Пресвятой Богородицы, одного из 12-ти главных праздников православного христианства (иначе двунадесятого праздника), нет на страницах Священного Писания.

Это событие запечатлелось не на бумаге, но в сердцах верующих, которые, по свидетельству святых отцов, с момента рождения Церкви хранили память об удивительном введении маленькой девочки в Иерусалимский храм.

«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Мануил Панселин

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14)

Для православного христианина весь окружающий его мир исполнен глубокого духовного смысла. Во всем: начиная от неприметного муравья и заканчивая небесными светилами, можно увидеть премудрую руку Творца, Который и после момента творения Вселенной не перестает заботиться о ее благополучии.

Но если красота и гармония окружающего мира лишь подводят человека к мысли о Творце, размыто очерчивая Его божественные свойства, то существует и более совершенное свидетельство о Нем. Свидетельство Бога о Самом Себе, поданное людям через Его избранников – Божественное Откровение. Подобно окружающему миру, оно также ощутимо нами благодаря трудам пророков, святых писателей, евангелистов, которые изначально передавали его из уст в уста, а затем и записали.

Это записанное Божественное Откровение и та часть его, которая не попала на страницы Библии, но верно хранилась в среде верующих, имеют так же, как и видимое Откровение, две стороны – внешнюю и внутреннюю. И если внешнюю может познать и изучить каждый в силу того, что он разумный человек, наделенный чувствами, то внутренняя сторона доступна лишь для тех, кто чист сердцем (Мф.5:8) и живет верой Христовой (Евр.11:3). Таких людей святой апостол Павел называл духовными (1 Кор. 2:15).

На огромных ступенях, которые преодолела маленькая Дева Мария, помещались целые хоры левитов

Священное Предание сообщает, что перед тем как произошло само введение, т.е. Дева Мария вошла в храм, ей предстояло преодолеть пятнадцать высоких ступеней, находящихся перед ним. Они были настолько велики, что на них в некоторые праздники помещались целые хоры левитов – служителей храма, которые пели «гимны ступеней» – избранные песни из Псалтири. Легкое преодоление трехлетней Марией такого препятствия удивило всех присутствовавших у храма и заставило впоследствии многих святых подвижников задуматься над тем, какое глубокое значение имеет этот момент введения.

Введение Марии во храм. Виктор Бритвин. Акварель

В усилиях младенца Марии по преодолении ступеней образец для духовного подражания

Святитель Феофан Затворник (+1894) – один из известнейших подвижников и богословов последних столетий – писал: «Введение … в храм отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред лице Бога». Святой видел в усилиях младенца Марии образец для духовного подражания всех последующих христиан, которые не физически, но молитвенным, «умным» восхождением должны подниматься к Богу. Такое духовное восхождение предполагает и свои ступени, преодоление которых шаг за шагом совершенствует человека и ведет к святости.

Первая ступень: «перемена жизни»

Первую из таких ступеней святые отцы называют «переменой жизни» или обращением от греха к добродетели. Пророк Давид поучает в 33 псалме: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15). Человек, который хочет измениться на лучшее, должен творить доброе. Даже за малое делание, как свидетельствуют изречения древних подвижников, ангелы на суде заступаются за грешную душу. Добрые же дела начинаются с самого простого – почтения к родителям (Мф.19:19). Дальше следуют тоже несложные добродетели, которое сегодня особенно нетрудно выполнить – подать милостыню, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, дать одежду тому, у кого ее нет (Мф.25:35,36). Когда такие дела становятся для человека чем-то незаурядным, обычным делом, тогда можно говорить о выработке в его характере доброго навыка. А это уже преодоление первой ступени.

Вторая ступень: «обращение от внешнего доброделания к соблюдению внутреннего»

Святитель Феофан указывает, что вторая ступень на пути к Богу – это обращение от внешнего доброделания к соблюдению внутреннего, поскольку дела ценятся по расположению человека. «Можно много трудиться для других — из человекоугодия, – говорит святой подвижник, – можно уединяться и терпеть — из презорства; можно быть усиленно деятельным — из зависти». Поэтому вся забота человека на втором этапе духовного восхождения – это внимание к собственным привычкам и расположениям, стремление не казаться, а быть христианином. По мысли многих преподобных отшельников, ключ к решению этой задачи находится в своевременном пресечении злых помыслов. «Например, вы собираетесь в церковь; и пойдут помыслы: нарядись получше, чтоб на тебя смотрели, или: иди-иди, там увидишь того-то или ту-то... Все это надо прогнать, – учит святитель Феофан, – и на место того воспроизвести в сердце чувство обязанности быть в церкви во славу Божию, и с сим чувством сходить в церковь».

Третья ступень: «всегда умом и сердцем предстоять перед лицом Бога»

С достижением успеха в выработке доброго навыка и такого же сердечного расположения, упражняющийся в добродетели достигает третьей ступени духовного делания. На этом этапе человеку необходимо прийти к пониманию того, что он всегда умом и сердцем предстоит перед лицом Бога. Это предстояние, с одной стороны, является стражем сердца от греховных помышлений, а с другой – залогом усердной молитвы.

Этими тремя ступенями проходит каждый христианин, желающий спасения души. «На какой мы с вами братие? – заключает святитель. – На первой, второй или третьей? – Но на какой бы кто ни стоял – все хорошо. Вот кто валяется в грехе и страстях, не радя о спасении, — то худо!». 

Социальные комментарии Cackle