Слово о любви в день памяти Святителя Николая, или Сколько весит детская слеза?

В день памяти Святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских хочется в который раз поговорить о любви и милосердии к Богу и ближнему.

К  сожалению, и сегодня часто люди понимают любовь как страсть, как горячение крови, выстраивая отношения в семье и в поиске мужа (жены) именно в таком ключе: «кровь бурлит – я люблю, гормоны, часто управляемые страстями и грехами, перестают играть – я разлюбил (разлюбила). Но, дорогой мой человек, ты и не знал, что такое любовь. Ты плотяное и зачастую эгоистическое чувство принял за любовь. Разлюбить невозможно. Можно только не любить и не знать, что такое любовь. Бог ведь нас любит постоянно, и вечно, и неизменно. И не хочет нас разлюбить.

Обратимся к святым отцам.

Вот как об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем труде «Аскетические опыты» в главе «О любви к ближнему»:

«Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить – блаженство; ненавидеть – мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему (Мф. 22:40).

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог (1 Ин.).

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое.

Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствовании плотских.

И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его? (Мф. 26:33, 35, 74).

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Оно говорит: ‟Не мните яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его” (Мф. 10:34–36). Падение подчинило сердце владычеству крови, и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа.

Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возжженная, питаемая Святым Духом – огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением».

К сожалению, священнику приходится наблюдать во многих семьях противоположный результат. И это приносит страшную пронзительную боль, когда родители разводятся, когда в угоду собственному эгоизму приносится ужасная жертва – собственные дети. Часто встречаясь с теми, кто хочет развестись, видишь ослепление, упорство, устойчивое огненное желание все разрушить, обиду, ненависть, отвращение, множество примеров несправедливости по отношению супруга (супруги) к себе любимому (любимой). Но в эти моменты мало кто думает о детях.

Отмахиваются, мол, вырастут, поймут.

Но жизнь дает иные уроки. Не поймут. Нет, это вы, уважаемые родители, должны понять, что при разводе наносите ребенку глубинную и тяжелую рану в самое сердце. Вы, которые более других должны заботиться и любить дитя. Вы являетесь разрушителями его жизни и соблазнителями его. Вы невидимым ножом своей ненависти наносите ребенку глубокую рану, от которой он всю жизнь будет пытаться оправиться.

Как писал когда-то философ Василий Розанов, развод причиняет ребенку огромную боль. В чем она состоит? В том, что родители признали, что их союз был ошибкой, его нужно расторгнуть, чтоб он не существовал. А я – ребенок их. Я – результат этого союза. Значит, и я ошибка! Значит, и я не существую. И я не должен существовать?! По этой логике. Где человек, фамилию которого я ношу? Членом какого рода я являюсь? Какого единого целого? А вы, родители, обрекаете меня быть сухим одиноким осенним листом, гонимым ветром.

Слова из детских молитв: «Господи, я никогда не забуду глаза папы, когда мама тащила меня за руку из квартиры, уходя от отца навсегда…» Сколько весит детская слеза?

Так вот, дорогие родители, рано или поздно, особенно на Страшном суде, мы должны будем дать Богу ответ за слезы и раны наших детей, которые появились по нашей вине.

Господь много раз на страницах Священного Писания говорит о том, что любовь – это когда ты приносишь себя в жертву Богу и другому человеку. Спаситель Сам принес себя в жертву ради искупления наших грехов.

Это Божий путь. Путь, по которому шел Святитель Николай и все святые. И потому это путь жизни. А эгоизм – путь к смерти. Возлюбим Бога, возлюбим ближних наших, возлюбим детей наших и будем с Божьей помощью трудиться, чтобы стяжать великий Господень дар любви!

Святителю Николае, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко
 

Социальные комментарии Cackle