Решение Элладского Синода – констатация всемирного раскола Православия и общего ослабления церковной власти
Если церковная иерархия утратила ощущение чувствительности к страданиям других людей и ставит во главу угла не Христа и евангельские принципы, а что-либо иное – то нужно принять это как очередную, возможно, последнюю болезнь этого мира.
Принятие 12.10.2019 г. Синодом Элладской Церкви решения о признании ПЦУ на самом деле влияет не только на ситуацию в Украине, но утверждает всемирный раскол в Православии, который стал очевидным.
Что касается Украины – то здесь спорные с канонической точки зрения церковные юрисдикции существуют еще с 90-х годов. Каким бы ни было решение Элладской Церкви – ПЦУ все равно продолжила бы свое существование и борьбу за расширение своих количественных показателей за счет общин УПЦ, как это делала ранее УПЦ КП, ведь политический тренд перехода из «московского» в «украинское» православие так или иначе поддерживается властью и СМИ. Да, теперь у сторонников ПЦУ появляется дополнительная мотивация, но ни на юридический статус УПЦ ни на мнения сторонников обоих конфессий эти решения особенного влияния иметь не будут. Мнение Элладской Церкви остается всего лишь ее мнением.
Рассматривая вопрос о том, что существенно поменяется после решения греческого Синода нужно прежде всего признать, что изменения наступили во всем Всемирном Православии, так как теперь фактический раскол очевиден. Сербская и Русская Православные Церкви, Антиохийский, Иерусалимский и Александрийские Патриархаты на уровне своих первоиерархов и епископата высказались за невозможность признания каноничности за ПЦУ, а Константинопольский Патриархат, Элладская Церковь считают иначе. Но такое же развитие событий мы наблюдали, когда Константинопольский Патриархат дал статус неканоническим структурам Эстонии и Канады, и именно тогда мировому Православию необходимо было предпринимать конкретные действия, направленные на оценку этих решений.
Актуальность проведения Всеправославного Собора возрастает, но может ли он быть созван современными Православными Церквями вообще? Сколько должно еще совершиться насильственных захватов, кровопролития, чтобы вопросы автокефалии и захвата чужих церковных юрисдикций (как территорий, так и организаций) в Украине, Эстонии, Канаде, Северной Македонии – мог решаться церковной властью? Вполне вероятно, что такой Собор никогда не будет созван и вопросы церковной власти будут значительно сужены в принципе.
Церковная иерархия должна осознать, что дальнейшее существование глобальных церковных спорных вопросов внутри Православия будет лишь ухудшать положение всех Православных Церквей без исключения, так как все они отныне будут пониматься светской властью как раздельные структуры, не имеющие фактических способностей к согласованию спорных вопросов, не способные противостоять влиянию политиков, не умеющие применять церковную каноническую власть в интересах своей паствы. Нужно осознать, что Константинополь не просто создал новую структуру ПЦУ, он разрушил основополагающий принцип Соборности в Церкви, и если остальные Поместные Церкви продолжат свое молчание – это приведет к фактическому несоответствию современных религиозных структур евангельским принципам апостольского преемства.
Теперь же частная проблема каноничности или неканоничности ПЦУ становится второстепенной ввиду актуализации очевидного всемирного раскола в Православии, основанного на разночтении и разнопонимании церковных канонов крупнейшими религиозными центрами мира, имеющими достаточный богословский и интеллектуальный ресурс, чтобы понять последствия принимаемых ими решений.
Очевидно, что Элладская Церковь на уровне своих архиереев была глубоко проинформирована о проблемах ПЦУ, – даже в день голосования к ним приехали верующие из Украины и из первоисточника они узнали всё, что происходит в стране. Все епископы Элладской Церкви, приехавшие голосовать, получили из рук священника УПЦ прот. Виктора Земляного, которого СБУ преследует за защиту верующих, – материалы, подтверждающие факты насилия над УПЦ, но даже это не остановило Элладский Синод от голосования за насилие и произвол в Украине.
И голосуя, они достоверно знали, что какими бы ни были с их точки зрения каноническими решения Константинополя – они привели и приводят к насилию в общинах УПЦ – канонической Церкви, которая стала жертвой геополитических разборок. Именно этот фактор, лежащий полностью вне канонического права, – является ключевым при рассмотрении вопроса об ответственности Синода Элладской Церкви и Константинопольского Патриархата за нарушения прав человека и конкретный ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в Украине.
И если церковная иерархия утратила ощущение чувствительности к страданиям других людей и ставит во главу угла не Христа и евангельские принципы, а что-либо иное – то нужно принять это как очередную, возможно, последнюю болезнь этого мира.
Выход из сложившейся ситуации – созыв Всеправославного Собора, а при невозможности такового – принятие на уровне Поместных Церквей решений, обосновывающих их позицию по этому вопросу.
Олег Денисов, НПО «Общественная правозащита»
Опубликовано: Sun, 13/10/2019 - 11:30