Церковь мчч. Адриана и Наталии (Санкт-Петербург)

Церковь Адриана и Наталии — храм-памятник погибшим и пропавшим без вести при обороне Ленинграда, возведён неподалёку от места, где находился храм свв. мчч. Адриана и Наталии, разрушенный во время Великой Отечественной войны.

Храм в честь святых мучеников Адриана и Наталии существовал в Старо-Паново (Лигово) с начала XIX века. История его создания представляется очень интересной. Мыза Лигово, располагавшаяся в 13 верстах от Петербурга, была основана в 1714-1715 гг. по повелению Петра 1 и имела хозяйственное предназначение: здесь были большие фруктовые сады, молочная ферма, огороды, мельница с плотиной.

В 1765 году Лигово и обширнейшие земли вокруг были пожалованы Екатериной II ее фавориту, графу Г.Г.Орлову. После смерти Орлова в 1783 году Лиговские земли перешли к его воспитаннице Наталье Александровне Алексеевой (1758-1808), бывшей к тому времени замужем за графом Буксгевденом.

Выпускиница Смольного института, графиня Наталья Буксгевден «была прелестною блондинкой и славилась как превосходная жена». Ее муж — Федор Федорович Буксгевден (1750-1811), известный российский военачальник, генерал от инфантерии, происходил из старинного рода прибалтийских дворян. Участвовал в русско-турецкой войне 1768-74 годов, успешно командовал войсками в Шведской войне, отличился в польской кампании 1793-94 годов. Заслужив доверие Суворова, был назначен комендантом Варшавы и правителем завоеванной Польши.

В 1805 году, находясь в армии Кутузова, принимал деятельное участие в Аустерлицком сражении. Буксгевден, как военачальник, отличался крутым, независимым характером, способностью принимать смелые решения и настойчиво проводить их в жизнь. За храбрость, находчивость и безупречную службу был отмечен многими орденами и наградами.

Бракосочетание Наталии Александровны и Федора Федоровича Буксгевденов состоялось 29 января 1777 года в Мраморном Дворце. В своем имении в Лигово в 1784 году, на кладбище близ деревни Старо-Паново, семьей Буксгевденов была выстроена часовня в стиле ампир. Предполагают, что ее автором выступил архитектор Н.А.Львов.

Графиня Наталья Александровна скончалась в 1808 году в возрасте 50-ти лет в замке Лоде в Эстонии, муж перевез ее тело в Лигово и похоронил в склепе часовни. Исполняя волю покойной супруги, Федор Федорович Буксгевден, перестроил часовню в церковь. 11 июля 1809 года церковь освятили во имя св.мучеников Адриана и Наталии, которых почившая хозяйка считала своими небесными покровителями.

После смерти жены генерал Буксгевден подал в отставку и поселился в замке Лоде. Там он скончался в августе 1811 года, а похоронен был возле супруги в Лигово. Склеп под церковью стал фамильной усыпальницей Буксгевденов, и несколько поколений их рода нашли здесь упокоение.

В 40-е годы XIX века имение Буксгевденов перешло к графу Г.Г.Кушелеву-Безбородко,который продолжил полезную сельскохозяйственную деятельность графа Орлова.

В 1879 году большая часть имения переходит в руки купца Курикова. Начинается новый этап в истории Лигова — дачный, тем более что в скором времени к нему подходит Балтийская железная дорога. Близость Лигово к Петербургу и удобство сообщения с ним способствовали строительству постоянных дач. Их покупали или снимали на лето чиновники, приезжающие на воскресенье к семье, актеры, продалжающие играть до самого закрытия сезона, и вообще все, кто не хотел слишком уж отрываться от городской жизни на лето.

Лигово привлекало прекрасным парком, протянувшимся от железной дороги почти до залива. В парке играла музыка, работал театр, в дни спектаклей до Лигово ходили дополнительные поезда. Те, кто жили в Лигово до войны, до сих пор с восхищением вспоминают великолепный парк. Рассказывают, что там росло огромное количество дубов, посаженных еще графом Орловым.

В сентябре 1941 школьники мешками собирали желуди, заготавливая их для фронта. В 1900-1901 годах на средства старосты храма, купца П.Захарова, к старо-пановской кладбищенской церкви свв.мчч.Адриана и Наталии пристроили паперть и двухъярусную колокольню.

Храм оставался действующим (с перерывами) до 1941 года. Страшная война разрушила всю красоту здешний мест. Разрушенным оказался и храм Адриана и Наталии, судьба захоронений церковного склепа неизвестна.

Немецкие войска вошли в Лигово 13 сентября 1941 года. До окончания блокады через Старо-Паново (Лигово) проходил передовой рубеж обороны города. На Урицком направлении (после революции Лигово переименовали в Урицк) город защищали бойцы народного ополчения, составленного из рабочих Кировского завода. Позднее, в 1942 г., их сменила 5-я дивизия НКВД.

Особенно ожесточенные бои шли здесь летом 1942 года во время Старо-Пановской наступательной операции, когда наши войска предприняли неудачную попытку прорвать кольцо блокады. Только по официальным данным в районе Старо-Паново погибло около 4 тыс. наших солдат.

Общее же число погибших за два с половиной года проходивших здесь тяжелых боев так и остается тайной. Множество людей числится пропавшими без вести. И нет ни одной могилы! В хаосе войны тела солдат не захоранивали должным образом, а просто укладывали в окопы и засыпали землей. Имена погибших на этой земле большей частью неизвестны.

Без креста и надгробия, здесь, в одних окопах лежат солдаты разных армий и национальностей. Время и наше равнодушие постепенно стирают память тех лет.

Автором идеи и основателем строительства нынешнего храма-памятника является Осипова Антонина Петровна, жительница Старо-Паново с 1929 года.

Когда началась война, ей было всего 15 лет. Тяжелую зиму 1941-42 гг. она вместе с семьей пережила на передовой линии фронта, а в марте 1942 вся семья была угнана в Германию и вернулась в родные места в 1945 году. После войны этих мест было не узнать: все было разрушено, земля перепахана и вся в окопах, ничего не росло.

По ее воспоминаниям, здесь не осталось ни дома, ни кустика, только круги колючей проволоки и множество окопов, превращенных в большие захоронения немецких и наших солдат. По воспоминаниям местных жетелей, еще много лет после войны каждой весной кости лежащих в земле солдат выходили наружу.

Разрушенным оказался и храм Адриана и Наталии, стоявший до войны на кладбище в Старо-Паново. Увиденное и пережитое поразило Антонину Петровну, и она задумала потроить в Старо-Паново новый храм в память о погибших солдатах-фронтовиках.

Приблизиться к осуществлению своей мечты Антонина Петровна смогла только в 1990 году, когда была избрана депутатом Красносельского районного совета. Вместе с жителями Старо-Паново она организовала сбор подписей на строительство храма-памятника.

В 1993 году был зарегистрирован церковный приход, и Антонина Петровна возглавила его в качестве председателя Приходского совета. Приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский Иоанн благословил её начать стройку. Но перед тем, как начать строительство, предстоял долгий и трудный путь оформления необходимых документов. Мало кто верил в успех начатого ею дела.

Тем не менее, к 1996 году было получено разрешение на строительство и отвод земли, был сделан проект храма (архитектор — Шаповалова Е.Ф.).

Осенью 1997 года стройка началась. Директора многих предприятий откликались на просьбы Антонины Петровны, безвозмездно помогали в возведении храма-памятника ради памяти солдат-фронтовиков. Строили «всем миром»: кто-то выделил кирпичи и цемент, кто-то бетонные блоки и арматуру, кто-то оплачивал труд строителей. Храм был выстроен почти наполовину.

В 2001 году строительство было временно приостановлено из-за нехватки сил и средств. Долгое время Антонина Петровна была вдохновителем и «двигателем» стройки, создание храма-памятника погибшим солдатам стало главным делом ее жизни.

С января 2005 года в нижнем пределе строящегося храма совершаются регулярные богослужения. Летом 2005 года удалось возобновить стройку.

К осени 2007 года кирпичная кладка стен была закончена. В ноябре 2007 года установлен купол с крестом. Высота храма с крестом — 34 метра.

Хорошо видный с Кольцевой автодороги и Таллиннского шоссе, храм уже является украшением Санкт-Петербурга. Впереди наиболее трудные и ответственные этапы – наружные и внутренние отделочные работы, подключение храма к инженерным сетям и коммуникациям, обеспечение теплом, устройство мемориального парка.

Строительство не финансируется из государственного и епархиального бюджета, а осуществляется исключительно на народные пожертвования и помощь некоторых организаций.

По материалам azbyka.ru

Социальные комментарии Cackle