Синод Элладской Церкви: еще один вежливый отказ

Радонеж

От прошедшего 25-28 августа заседания синода Элладской Православной Церкви ждали - кто-то с опасением, кто-то а надеждой - признания ПЦУ. Это означало бы существенный сдвиг в положении, сложившемся до сих пор - когда новообразованную структуру не признавал никто, кроме, собственно Константинополя.

Элладская Церковь выглядела наиболее перспективной в этом отношении. Как говорил патриарх Варфоломей в интервью ТСН в Июле этого года, "Мы молимся и надеемся, что все Поместные Православные Церкви рано или поздно признают независимость Православной Церкви Украины, но первой Церковью, которая признает поместную церковь Украины будет братская сестра-церковь - Элладская Православная Церковь".

Некоторые основания для таких ожиданий были. Греческое национальное чувство, занимающее чрезвычайно большое место в политике Фанара, побуждает поддержать "своих" греков против "чужих" славян. Иерархическая Зависимость Элладской Церкви от Константинополя - тоже важный фактор.

Играет свою роль принадлежность Греции к ЕС и ее зависимость от иностранных финансовых центров.

Едва ли ослабела активность американской дипломатии, которая не переставала, в ходе всего проекта ПЦУ, оказывать патриарху Варфоломею самое ревностное пастырское попечение и усердно наставлять православных в том, как именно должна быть устроена Церковь.

На этом фоне решения, принятые синодом, говорят в пользу греческих архиереев - они, что самое главное, так и не признали ПЦУ, отложив это решение на потом. Участники синода передали вопрос предстоятелю, Блаженнейшему Иерониму, он сказал, что это должно решаться на Архиерейском Соборе.

Таким образом, была продолжена политика откладывания и выжидания. Конечно, некоторые у нас считают ее неправильной и чуть ли не предательской - мол, раз есть нарушение канонов, греческие архиереи должны смело их обличить, как это сделали, например, сербы - но мы должны учитывать, что под тем давлением, под которым находятся греки, даже это - проявление немалой стойкости.

Чтобы поставить каноны выше этнической солидарности, чтобы устоять перед всеми теми формами подкупа и давления, которое могут измыслить заинтересованные политики, нужна вера и твердость - и нам надо быть благодарными за то, что у греческих архиереев ее достаточно, чтобы хотя бы не сказать "да", которого от них так усиленно добиваются. Будем благодарны уже за это.

Конечно, всему проекту ПЦУ чрезвычайно повредил его чисто политический характер - и если бы Фанар действовал как-то тщательнее, умнее, осторожнее, он, возможно, продвинулся бы дальше. Но на это не было времени. Весь проект был привязан к совершенно конкретному событию - выборам на Украине, и совершенно конкретному кандидату на этих выборах - Петру Порошенко.

Порошенко Томос для ПЦУ был нужен к выборам - и никак не позже, поэтому проводить тщательную работу, разрешать ворохи проблем, порожденные украинским расколом, было просто некогда.

ПЦУ была сколочена небрежно и наспех, при этом была практически проигнорирована вопиющая проблема с ее "духовенством" - то, что значительная его часть, включая главу новой организации, Епифания, просто не была канонически рукоположена. "Патриарх" Филарет, "постригая монахов" и "рукополагая епископов" для новой структуры, просто не имел права этого делать, потому что находился под анафемой, в свое время признанной всем православным миром - включая и сам Константинополь.

Вероятно, патриарх Варфоломей полагал, что ему просто удастся продавить все нужные ему решения авторитетом его кафедры. Его окружали люди, которые уверяли его, что все пройдет как по маслу - украинцы с радостью перебегут в новую структуру, потом ее признают поместные Церкви, в ходе этого процесса его полномочия как "первого без равных" восточного папы будут утверждены явочным порядком - а московскому Патриархату либо придется проглотить это, либо остаться в горьком одиночестве, отделившись от мирового Православия. Либеральные СМИ бодро возвещали "Падение Третьего Рима" и обещали, что "РПЦ останется в изоляции".

Как мы знаем, так не получилось. Из архиереев Украинской Православной Церкви в новую структуру перебежали только двое из девяноста, раскольники переругались между собой, так, что несгибаемый Филарет оказался, на старости лет, “агентом Кремля”, Порошенко с треском проиграл выборы, а его преемник, Зеленский, похоже, не интересуется этим проектом, и, что главное - из поместных православных Церквей ни одна не признала новую структуру.

Кто-то (как Сербская Православная Церковь) прямо и резко обличила неканонические действия фанара. Кто-то, как Элладская Церковь, высказывается максимально осторожно и деликатно - но, в итоге, ПЦУ не признана никем.

Константинополь загнал себя в крайне тяжелое положение - патриарх Варфоломей и его окружение, рассчитывая возвыситься, только унизились - так, что тут невозможно не вспомнить слова Господа “всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лук.14:11)

В этом положении они пытаются настаивать на своих ошибках, и, как бы упав в яму, копать дальше - и настаивать на том, что все было сделано правильно, и поместные церкви должны признать ПЦУ.

Удастся ли им когда-нибудь додавить хотя бы Элладскую Церковь - непонятно, и пока что все их попытки проваливаются. И это уже не попытки возвыситься и властно стать во главе православного мира - а попытки утянуть других за собой в свое падение.

Сергей Худиев

Социальные комментарии Cackle