Помощь, а не досадная повинность

Православие и современность

О том, как правильно относиться к ежедневному молитвенному правилу, молиться ли Богу «по наитию» или «по расписанию», что можно добавлять к повседневной молитве для оживления интереса к ней, говорят священнослужители Саратовской епархии.

 

Зачем какие-то «правила», если к Богу можно обратиться всегда и везде?

Отвечает священник Алексий Стрижов, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска:

— Каждый раз, когда ко мне обращаются с подобным вопросом, в дальнейшем разговоре с вопрошающим выясняется, что это «всегда и везде» на практике принимает форму, строго говоря, «никогда и нигде». Роль правила в нашей жизни понятна из самого лексического значения этого слова. Правило нас дисциплинирует, помогает должным образом настроиться на общение с Богом, задает некий тон нашей молитвенной жизни, учит нас выделять главное в просимом у Господа. Без исполнения правила невозможно говорить о постоянстве молитвенной жизни христианина — одном из важнейших ее качеств.

Как священник я вижу, что пренебрежение молитвенным правилом отражается и на исповеди человека: вместо искреннего покаяния и просьбы ко Господу о помощи в исправлении своих недостатков священник выслушивает жалостливые истории о житейских неурядицах, испорченных отношениях с ближними или же рассказы о том, как много хорошего удалось совершить за «отчетный период». А всё это во многом оттого, что человек привык обращаться к Богу только иногда — «по наитию сердца», по вдохновению — и просит Бога только о житейском, бытовом, о решении насущных проблем, низводя отношения с Ним до «я Тебе свечку, а Ты мне — исполнение желаний». И одна из причин этого — неправильно заданные ориентиры духовной жизни вследствие небрежения к будничному, но необходимому молитвенному труду.

В разговоре о правиле и его месте в нашей жизни невозможно не затронуть вопрос расстановки приоритетов. Если христианин руководствуется в своей жизни заповедью Спасителя о необходимости прежде всего и более всего возлюбить Господа Бога — всем сердцем, всею душею и всем разумением (ср.: Мф. 22, 37), то чем, как не обращением к Творцу, начинать день и заканчивать его? При возражениях же о недостатке времени или сил (а чаще желания на самом­то деле) на исполнение молитвенного правила каждый раз вспоминаются слова блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

При этом нужно понимать, что правило — помощь нам, а не досадная повинность. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса Христа о том, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Являясь для нас своеобразным остовом, необходимым минимумом, оно не заключает в себе всей полноты молитвенной жизни, которая, по слову апостола Павла, должна быть непрерывной. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 16–18). И если мы будем держаться правила, то вспоминать о Боге в течение дня, постоянно обращаться к Нему, соотносить свою жизнь с Его волей о нас будет гораздо проще.

Нужно ли читать каждый день обязательно одни и те же молитвы? А если вместо этого прочесть несколько псалмов или помолиться своими словами?

Отвечает священник Александр Горбанев, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Шиханы:

— Большинство отцов Церкви говорит о том, что необходимо иметь постоянное, то есть состоящее из одних и тех же молитв, молитвенное правило. В их числе, к примеру, святитель Игнатий (Брянчанинов) — один из выдающихся духовных писателей XIX века. Утреннее и вечернее правило помогает нам, слабым в вере, вознести к Богу наши молитвы — не только прошения, но и благодарение.

Очень часто мы не находим в себе сил внимательно, с должным чувством помолиться в конце напряженного дня. Необходимость же исполнения правила все-таки побуждает нас встать пред лицем Божиим и вдумываться в читаемое. Другое дело, если утренние и вечерние молитвы от постоянного повторения как бы «затираются», — тогда для оживления внимания можно заменить одну-другую из них на некоторое время другими, близкими для нашей души, молитвами — взятыми из избранных молитв подвижников благочестия ХХ века, например. Либо можно вставить какие-то короткие, но содержательные молитвословия между привычными молитвами — это тоже оживит интерес. Самое главное, чтобы наша душа ощущала молитву как самое необходимое в это время для нас.

И в утреннем, и в вечернем правиле мы много чего просим у Бога. Зачем так постоянно и настойчиво просить, если Господь и так знает наши нужды?

Отвечает священник Александр Станотин, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:

— Позволю себе не до конца согласиться с утверждением, что мы «много чего просим у Бога». В христианском понимании молитва не является выпрашиванием чего-либо у Господа. Взгляд на молитву как на способ воздействия на Бога рождается от непонимания отношений Бога и человека, которые в евангельском понимании есть любовь.

Порою у нас — людей, живущих в современном мире, — слово «любовь» ассоциируется с желанием обладать, иметь. «Если я люблю, то должен владеть любимым, а если меня любят, то мне должны дать всё, что я хочу». Такое понимание иногда переносят и на молитву, которая становится «инструментом» для получения желаемого, но уже не от человека, а от Бога. Одно из проявлений любви действительно есть желание, но желание общения. А молитва и есть в первую очередь наше живое общение с Богом. По словам святого Исаака Сирина, молитвою является «всякая беседа к Богу, всякое размышление о духовном». Утренние и вечерние молитвы — это и есть такие собеседования, в которых соединяются и благодарность, и хвала, и прошение, и благоговейное чувство.

Подготовила Елена Сапаева

Опубликовано: Fri, 26/07/2019 - 12:56

Статистика

Всего просмотров 625

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle