Индульгенция: способ избежать «мести» Бога, «плата за грехи» или политическое оружие? ч. 2

Индульгенции как возможность избежать "мести" Бога, индульгенции как способ "заплатить за грехи", индульгенции как смягчение жестоких церковных наказаний, ужасные злоупотребления индульгенциями как начало периода реформации, индульгенции как стимул участия в крестовых походах, индульгенции как политическое оружие папы.

Юбилейные индульгенции

В качестве следующего этапа развития индульгенционных даров можно привести традицию Юбилейных годов, известную Католической Церкви с начала  XIV века. По рассказам современников, «в конце 1299 года распространился слух, что в 1200 году за посещение храма Петра и Павла в Риме давалась полная индульгенция, и что всякий, кто в 1300 году придет на поклонение святым мощам апостолов, получит такую же индульгенцию».

Папа Бонифаций VIII решил дать утверждаемому народной молвой обычаю твердое каноническое определение. Двадцать второго февраля 1300 года появилась булла «Antiquorumhabet», в которой говорилось: «Праотцев живо достоверное предание, что пришедшим ко чтимой базилике Первоапостола от Города дарованы великие отпущения и прощения (indulgentiae) грехов. Мы же... таковые отпущения и прощения, как все, так и каждое отдельно действенным и благодатным имеем, и своим авторитетом Апостольским подтверждаем и одобряем».

По случаю юбилея папа даровал «прощение грехов не только более изобильное, но и полное». Дарованная по случаю юбилейного года индульгенция простиралась «на все грехи, очищенные покаянием».

Пропагандой индульгенций занимались особые агенты, носившие звание quaestores eleemosynum. Они «разносили по Западу весть о данных папою индульгенциях, убеждали народ к приобретению их и вырученные» от продажи индульгенционных грамот деньги отсылали по назначению.

Не всегда квесторы были способны донести до верных подлинный смысл и назначение индульгенций. Не всегда папские агенты оставались на высоте своего духовного призвания. Порой их деятельность носила деструктивный характер. Вьенский собор 1311 года по этому повод замечал: «...многие квесторы производят в народе величайший соблазн, что за деньги они разрешают от вечных наказаний и греховной вины, что при этом, разрешая дающих им деньги от самых тяжких падений, они обещают им еще освободить их родственников и друзей от чистилища». Именно деятельность квесторов вызвала восстание против индульгенций вальденсов, предтеч Реформации и, наконец, самого Мартина Лютера.

Виды индульгенций

Индульгенции, применявшиеся до недавнего времени в Католической Церкви, были: местные, предметные, личные; временные и постоянные, полные и частные.

В полной индульгенции отпускается все временное наказание за грехи, какое нужно было бы понести человеку для удовлетворения правосудию Божию, если греховная вина (сам грех) очищена в таинстве покаяния. Обычно полные индульгенции даруются по поводу юбилейных годов, при восшествии нового папы на престол и по иным чрезвычайным случаям, как то: обращение неверных, искоренение ересей, прекращение общественных и церковных бедствий, канонизация святых, объявление новых догматов и т.п.

В частной индульгенции отпускается некоторая часть временного наказания при условии прощения греха на исповеди до получения дара. Частные индульгенции называются индульгенциями стольких-то дней или лет, поскольку отпускаемое временное наказание как бы равномерно епитимьи, исполняемой в указанный срок. Так, если для удовлетворения правосудия Божия за какой-либо грех каноны Католической Церкви предписывают сорокадневную епитимью, то посредством сорокадневной индульгенции может быть отпущено временное наказание, соответствующее сорокадневной епитимьи.

По способу действия индульгенции отличаются тем, что живым они даются самовластно, а умершим — ходатайственно. Индульгенции живым — зависимы от ряда условия и ограничений. Так, для получения индульгенции Кодекс Канонического Права 996 каноном предписывает: «...человек должен быть крещен, не отлучен от Церкви, находиться в состоянии благодати, по крайней мере, по завершении предписанных для получения индульгенции трудов. Чтобы человеку можно было приобрести индульгенцию, он должен иметь, по крайней мере, намерение ее получить и выполнить предписанные труды в установленное время должным образом в соответствие со смыслом дара».

Состоянием благодати именуется состояние человека после Таинства Покаяния, когда его совесть не отягчена смертными грехами, ибо дает индульгенцию только искренно раскаивающимся и сокрушающимся. Под интенцией или намерением понимается совершение предписанных трудов (дел) с постоянным осознанием и стремлением, «что это делается ими для получения индульгенций». Кто имеет надлежащее намерение, для того индульгенция имеет полную силу и действенность, но кто не имеет соответствующего расположения, тот и не получит благ, обещанных Церковью в индульгенции.

Сила и действенность индульгенций всегда соразмерна степени расположения к принятию их. Поэтому и полные индульгенции не всегда бывают вполне действительными. «Не имеющие надлежащей диспозиции получают отпущение только известной части временных наказаний. Иные же не получают никакого отпущения». Дела, помимо совершения Таинства Покаяния, молитв и принятия Таинства Причащения, определяются дополнительно.

Местные индульгенции связываются с так называемыми “привилегированными алтарями, церквями и монастырями”. Местные индульгенции могут быть как полными, так и частными.

Предметными индульгенции называются тогда, когда получение их обуславливается ношением при себе каких-либо священных предметов: крестиков, четок, медальонов и т.п. К предметным же относятся индульгенции, приобретаемые чтением молитвенных правил и гимнов, с соблюдением ряда условий (когда, где, сколько раз читать).

Личные индульгенции — это те, которые даются на имя определенного лица, общества или братства.

Временные индульгенции — это те, приобретение которых ограничивается определенным сроком, с истечением определенного срока прекращается и возможность приобретения индульгенции, без сугубого об этом распоряжения церковной власти. Срок рассчитывается со дня подписания папой соответствующего документа о даровании той или иной, полной или частной индульгенции.

И наконец, постоянные индульгенции — это те, которые даются без обозначения времени, в продолжении которого они могут быть приобретены и иметь свою силу. О прекращении срока действия постоянной индульгенции можно говорить только в случае, если церковная власть возьмет ее назад. К разряду постоянных индульгенций относятся местные и предметные индульгенции. Срок их действия прекращается с прекращением существования места или предмета в прежнем виде и назначении.

«Право даровать индульгенции верховной властью Церкви имеют только те, кому эта власть дана по закону или дарована Римским Понтификом. Никакая власть ниже Римского Понтифика не может делегировать другим право дарования индульгенций. Право делегирования этой власти принадлежит исключительно Апостольскому Престолу»14.

Право давать индульгенции имеют:

1) соборы, имеющие генеральный статус, на которых председательствует Папа лично или в лице своих легатов, утвержденных Папой как генеральные;

2) кардиналы могут жаловать стодневную индульгенцию в церквях, значащихся в их титуле, если присутствуют в них при богослужении в торжественные праздники;

3) легаты от ребра апостольского, папские нунции и простые легаты могут жаловать одну семилетнюю и семь сорокадневных индульгенций навсегда в какой-нибудь церкви, где они служат представителями папы, и от стодневной до годичной индульгенции за какое-либо дело благочестия;

4) патриархи, примасы, архиепископы и епископы могут давать индульгенции только в зависимости от папы и под условием различных ограничений по отношению к месту, времени и частным случаям, по сану же им принадлежит право дарования восьмидесятидневной индульгенции, и индульгенций как у епархиальных епископов в пределах своих диоцезов,

5) епархиальные епископы могут давать только годичную индульгенцию при освящении храма и сорокадневную во всякое другое время. Как правило, новохиротонисанные епископы привозят с собой полную индульгенцию на определенный срок.

6) индульгенция юбилея наделяет духовников особыми преимуществами: разрешать от грехов, предоставленных исключительному разрешению папы или епархиального епископа, разрешать от церковных наказаний, переменять частные обеты и т.п.

Индульгенционная практика была пересмотрена в наше время Римским Папой в 1967 году.

Современная интерпретация учения об индульгенциях

Практика выдачи индульгенций существует в Римско-Католической Церкви и в настоящее время. Она была предметом обсуждения на II Ватиканском Соборе (1962–1965 гг.). Некоторые его участники говорили о необходимости сделать практику выдачи индульгенций более приемлемой для религиозного сознания христиан, если уж ее никак нельзя отменить вообще раз и навсегда.

В 1967 г. папа Павел VI издал новую «Доктрину об индульгенциях», согласно которой прямая зависимость между индульгенцией и сроком пребывания в чистилище больше не фиксируется, но сама практика индульгенций сохраняется.

Новые правила несколько ограничивают возможности получения полной индульгенции, ибо то, «что даруется обильно, ценится мало». Согласно новым правилам, «католик может получить только одну полную индульгенцию в день (для себя лично или для кого-нибудь из умерших). Кроме того, отныне для получения полной индульгенции обязательно соответствующее внутреннее настроение, без которого может быть выдана лишь частичная индульгенция».

Согласно новому указанию, частичные индульгенции будут даваться без уточнения срока. Через предметы, освященные простым священником, теперь могут даваться только частичные индульгенции. Несколько сокращена категория священных предметов, имевших до сих пор индульгенцирующую силу; исключенные из этой категории священные предметы потеряли силу 1 апреля 1967 г. В дополнительном разъяснении папы предусмотрена возможность выдачи в исключительных случаях индульгенции, даже полной, без предварительной исповеди.

С 1967 г. практика раздачи индульгенций несколько сократилась, хотя папа Иоанн Павел II в 2000-м (юбилейном) году специальным посланием призывал католиков всего мира позаботиться о получении полной юбилейной индульгенции.

***

Едва ли нужно доказывать несоответствие всей этой практики учению Древней Церкви и ее несогласие с духом Евангелия. Даже некоторые римо-католики признают сейчас, что от формализма, которым проникнута практика индульгенций, недалеко до фетишизма. «Не умаляя справедливости и правды Божией, которая должна иметь удовлетворение, Православие ставит в центре учения о спасении любовь Божию, не щадившую Сына Божия ради спасения мира через обожение. Боговоплощение, которое совершается непосредственно для искупления падшего человека, его примирения с Богом, в Православии воспринимается, прежде всего, в своем общем и самостоятельном смысле — обожение человека, сообщение ему Божественной жизни. Так как человек пал, то боговочеловечение становится прежде всего путем примирения человека с Богом искуплением, которое имеет последствием спасение в смысле обожения».

Итак, римско-католическое воззрение на спасение и на грех приводит к искаженному пониманию покаяния и личного усвоения спасения. Таким образом, римско-католическая сотериология предстает не простой теоретической богословской ошибкой, которая могла бы сойти за частное богословское мнение, но именно, по патриарху Сергию, искаженным воззрением на смысл жизни человека. Тем самым она является источником претворения в жизнь евангельского учения ущербной аскетики и, в частности, ущербного покаянного делания.

 

Литература:
Козлов М., прот. Западное христианство: взгляд с востока. М., 2009. С. 204.
Соборный разум. М., 203. С. 200.
Шестов Л. На весах Иова (странствование по душам). Париж, 1975. С. 34.
Рубан Ю. Гуманизм, Реформация и 95 тезисов Августинского монаха Мартина Лютера // Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов). СПб., 1996. С. 35.
Ордернк Виталий, монах, Тридцать книг церковной истории, разделенные на три части// Стасюхевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. З. СПб., 1887. С. 46.
Павлов А.С., проф., Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 45.
Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 45.
Беляев Н. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. C. 456, 458, 460.
Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории. Т. 1. Одесса, 1894.
Абрамсон М.Л., Кириллова А.А. Колесницкий Н.Ф. История средних веков: учебник для студентов исторических факультетов пед. институтов. М., 1980. С. 87.
Вальтер Шатильонский. «Я недужный средь недужных»// Памятники средневековой латинской литературы Х-ХII веков. М., 1972.
Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Вальтер Шатильонский. «Для Сиона не смолчу я»// Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.
Керенский В.А., проф. С Запада. Очерки западно-церковной жизни. Казань, 1912.
Мережковский Д.С. Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. Томск, 1999.
 Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901.
 Новый католический катехизис. М., 2006.
 Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1989.

Теги

Социальные комментарии Cackle