Кто те «плачущии», которые «утешатся»?
«Блажени плачущии яко тии утешатся» (Мф.5:4).
Господь Иисус Христос в основание истиннаго блаженства человеков, которое пришел Он возвратить нам, полагает смирение, или нищету духовную, как слышали мы в прошедшей беседе. Но истинное смирение духа неразлучно есть с сокрушением сердца, и несомнительный знак нищеты духовной суть слезы, проливаемые пред Богом от сердца, проникнутаго чувством греховности своей и чувством любви к Богу и ближнему. Потому Спаситель вторым источником блаженства нашего поставляет духовный плач. «Блажени плачущии, – говорит небесный Учитель, – яко тии утешатся».
Для тех, которые никогда еще надлежащим образом не входили в самих себя и не рассматривали внутреннего состояния души своей, конечно слова Спасителя покажутся странными. Привыкши жить во всегдашней рассеянноcти и удалении от себя и от Бога, они привыкли почитать блаженными тех, которым счастие во всем благоприятствует и которые, изобилуя земными благами мира сего, в веселии и забавах провождают дни свои, а плачущих обыкновенно называют несчастными. Но вечная Истина не может обмануться, истинное утешение и неотъемлемая радость принадлежит плачущим.
Но кто суть сии плачущии и в чем состоит их блаженство? Сетование и плач естественно происходит от чувствования потери любимых нами предметов. Кто любит богатство, тот сетует, когда теряет сокровища свои. Кто любит славу человеческую, тот сетует, когда не успевает получить оную. Кто любит забавы и утехи мира сего, тот сетует, когда они отъемлются у него, Словом, кто какую вещь любит, тот о потере ея и печалится. Спаситель говорит: «идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф.6.1).
Но кто прилепляется сердцем своим ко временным земным благам, тот не знает достоинства души своей бессмертной, созданной для вечного блаженства во святом соединении с Богом, Котораго человек носит на себе образ, от не знает истиннаго своего сокровища. А потому и печаль его о потере сих благ не только суетна и бесплодна, но может соделаться смертоносною для души его, ежели доводит сердце до уныния, которое Христианину совсем не свойственно ни в каких обстоятельствах жизни. «Печаль бо мира сего смерть соделовает», – по выражению Святаго Апостола Павла (2Кор.7.10).
Бог, по премудрой благости Своей, часто Сам отъемлет у нас любимые нами предметы, дабы сердце наше предохранить от излишней, а потому нечистой к ним привязанности, и всю нежность любви нашей обратить к Нему, единому достойному всей нашей любви. И счастлив тот, кто при таковых, особенно отеческих, посещениях Божиих входит во внутренность сердца своего, при светильнике закона Божия рассматривает свою совесть, и, находя себя грешником, с сердечным сокрушением оплакивает потерю невинности души своей, потерю всегда достойную слез, ибо с нею теряем мы единое и все истинное блаженство наше – соединение с Богом, Коего святость не может иметь общения с грешником. Таковый плач есть святая «печаль по Бозе,» которая «соделовает» в нас «покаяние во спасение», по словам Апостола Павла (2Кор.7.10). Сии-то плачущие суть блаженны; ибо плач их происходит от любви к Богу, Которого оскорбление грехами своими они живо чувствуют. Они блаженны: ибо слезами своими омывают скверны грехов своих, и вопль их, проникая небеса, от любообильнаго сердца Отца небеснаго низводит на них благодать Духа Святаго, возвращающую душам их ту чистоту и невинность, в которой они вышли из купели крещения; а с возвращением невинности возвращается им все истинное блаженство их.
Но истинная любовь к Богу всегда выражается в любовь к ближним. Истинно любящие ближних, видя их впадающих в грехи и теряющих сокровище вечной жизни и блаженства своего, не могут не скорбеть сердцем о всей достоплачевной их потере. Вот другий источник святаго плача, ублажаемаго Спасителем. Так скорбел Моисей, когда Израильтяне в пустыне отступили от Бога своего и поклонились тельцу златому; скорбел и изливал пред Богом душу свою в слезных к Нему молитвах о врученных ему людях. «Молюся Ти, Господи, – говорил он, – согрешиша людие сии грех велик: и сотвориша себе боги златы: и ныне, аще убо оставши им грех их, остави. Аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» (Исх. 32.31–32). Так скорбел о неверии во Христа Иудеев единоплеменников своих Св. Апостол Павел, который с клятвою о себе говорит: «истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь, ми есть велия, и непрестающая болезнь сердцу моему: молил быхъ ся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти» (Рим. 9.1–3). Сей святый плач, проистекавший из чистой и пламенной любви к ближнему, святые мужи почерпали из приснотекущаго источника Божественнаго человеколюбия Господа нашего Иисуса Христа, Который, готовясь принести Себя в жертву за спасение рода человеческаго, в молитвенном подвиге в саду Гефсиманском оросил землю слезами Своими. «Иже во днех плоти Своея, моления, же и молитвы, к могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства» (Евр. 5.7).
Есть еще высокая степень святаго плача и сердечнаго умиления, свойственная душам, уязвленным любовно к Богу и Христу, которыя, от преизбытка желания соединиться с Ним на веки, сетуют о продолжении странствования своего на земле и воздыхают о небесном своем отечестве. «Имже образом желает елень на источники водныя,» вопиет к Богу Св. Давид, «еще желает душа моя к Тебе, Боже! Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя моя хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» (Пс.41.2–4)? «О сем воздыхаем, – говорит Св. Апостол Павел, – в жилище наше небесное облещися желающе» (2Кор.5.2). «Желание имам разрешитися» от тела, «и со Христом быти» (Флп.1.23). Вот кто суть плачущии, которых Иисус Христос называет блаженными. Блаженство их состоит в том, что они верно утешатся по непреложному обещанию вечной Истины. «Блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5.4). Они утешатся не только в будущей жизни славы, но и в настоящей жизни благодати. Нет ничего несправедливее как то ложное мнение, будто бы жизнь истинных Христиан на земле есть тягостна и несносна, будто бы уделом их была одна беспрерывная печаль, уныние и сетование. Напротив, ежели есть на земле истинная радость, то она принадлежит сердцам умиленным и душам благоговейным и святым, радость, конечно, скромная, но всегда твердая; ибо почерпается из чистаго источника любви и благости Божией и утверждается на свидетельстве благой и непорочной их совести. Посему-то Св. Апостол Павел плодом духовной жизни поставляет «любы, радость, мир» (Гал.5.22). Бог, вложивший в сердца родителей нежную любовь к чадам своим, конечно не уступит ни одному из отцов и матерей в нежнейшем попечении о тех, которых Он усыновляет Себе ради заслуг единороднаго Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, и которых детския сердца вопиют к Нему день и ночь, как Сам Он уверяет чрез Пророка Исаию: «еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе» (Ис.49.15). Отец небесный Сам утешает любимых на земли чад Своих, изливая в сердца их любовь Свою «Духом Святым» (Рим.5.5), единым истинным Утешителем. А когда Бог утешает, то тысячи скорбей не могут отнять у них небесной радости духа. Он утешает их, даруя им несомненную надежду на стяжание вечной и никем неотъемлемой радости, когда Иисус Христос «отъимет ее яко слезу от очию их» (Откр.21.4); когда «отбежит болезнь, печаль и воздыхание когда веселие и радость вечная почиет над главою их» (Ис.35.10). «Блажени убо плачущии, яко тии утешатся! Сеющии бо слезами, радостию пожнут» (Пс.125.5).
Но «горе вам, смеющимся ныне, – говорит Спаситель, – яко возрыдаете». (Лк.6.25). Сие не то означает, будто бы Иисус Христос запрещал всякое истинно невинное удовольствие последователям Своим. Он проклинает безумный смех грешников, которые тогда, как глас Божий, вопиющий в совести их, призывает их к покаянию, в безумии своем стараются заглушить сей спасительный глас шумными забавами и утехами мира сего. Проклинает тот диавольский смех нечестивых, которые, видя собратий своих, впадающих в грехи, вместо того, чтобы с братскою любовно обличить их и исправить и воздыхать к Богу об их обращении, издеваются над их слабостями. Проклинает, наконец, тот погибельный смех пришедших во глубину зол беззаконников, которые, не радя о спасении своем, в плотской беспечности, подобно Епикуреям, говорят в сердцах своих: «да ямы и пием, утре бо умрем» (Ис.22.13). Таковым смеющимся Спаситель возвещает «горе» ибо они рано или поздно возрыдают.
Часто Господь по премудрому строительству промысла Своего еще в сей жизни поражает противящихся Ему праведным судом Своим, так как и милует рабов Своих: «звах вас, – говорит Он чрез Пророка Исаию, – и не послушасте, и сотвористе лукавое предо Мною, и яже не хотех, избрасте: сего ради се работающии Мне ясти будут, вы же взалчете; се работающии Мне пити будут, вы же возжаждете; се работающии Мне возвеселяться в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачетеся» (Ис.65.12–14). Но кто может изобразить ту отчаянную болезнь и сетование нераскаянных грешников, которая постигнет их когда смерть разлучит их навсегда с мирскими предметами суетного и беззаконного веселия их? За пределами гроба один только есть вечный предмет радости всех святых Ангелов и человеков, единая утеха и радость наша – Господь и Бог наш Иисус Христос.
Обратимся убо, братие, всем сердцем нашим к Его благости и милосердию. Пусть любовь Его, врачуя души наши от недугов греховных, поражает нас скорбями во временной сей жизни. Скорби и спасительны и скоро, скоро прейдут. Только бы Он, Всеблагий, в нескончаемой вечности сподобил нас узреть Его во славе. Тогда «возрадуется сердце наше и радости нашея никтоже возмет от нас» (Ин.16.22).
Аминь.
Из бесед на Евангелие от Матфея святителя Филарета (Амфитеатрова),
митрополита Киевского,
ректора Киевских духовных школ
Опубликовано: Fri, 03/08/2018 - 19:05