Православие и парфюмерия

Могут ли верующие пользоваться духами? Бесспорный ответ – если в меру, то почему бы и нет. Но это очевидно не для всех.

«Помажь голову твою и умой лице твое»

Мысль написать на такую парадоксальную, казалось бы, тему, как парфюмерия и вера, возникла после чтения Евангелия о посте, где Христос говорит: «...когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Фразы «помажь голову твою» (имеется в виду восточный обычай умащать волосы и бороду маслами, зачастую благовонными) и «умой лице твое» являются призывом к внешней опрятности и противоречат практике некоторых современных «ревнителей благочестия».

В последние десятилетие сформировалась особая внутрицерковная субкультура с довольно категоричными взглядами на аскетизм и нравственные нормы. В таких кругах бытует мнение, что православный христианин не должен заботиться о своем внешнем виде, что же до тщательной гигиены, красивой одежды и тем более парфюмерии – это все «грех», «соблазн», «тщеславие» и «суета». Так, один мой знакомый, не по разуму начитавшись аскетической литературы, всерьез решил мыться как можно реже (не чаще раза в неделю), притом что женат. Конечно, такие своеобразные аскетические «подвиги» не способствуют гармонии его семейных отношений.

Из общения со многими верующими, негативно относящимся к парфюмерии, я понял, что предубежденное отношение к ароматическим изделиям зависит не только от ложного понимания аскетики, но во многом проистекает от реакции на кричащие дешевые запахи поделок сетевых марок, которыми определенная часть населения отчаянно злоупотребляет.

В самом деле подобные газовые атаки время от времени переживают все, особенно в общественном транспорте, особенно летом. Так же закономерный негатив вызывает реклама духов категории люкс, навязчиво эксплуатирующая тему сексуальности, соблазна и порока.

Но ведь мир ароматов гораздо шире. Аромат может не только привлечь к вам людей (в хорошем смысле), но и напротив – создать некоторую дистанцию, добавить серьезности в окружающую вас атмосферу. Он может способствовать самоуглубленности, активизировать мышление, взбодрить после тяжелого рабочего дня или, наоборот, успокоить мятущиеся мысли. А ведь есть ароматы храма, которые и после церковной службы будут мягко напоминать о молитве. Впрочем, об этом чуть дальше.

Запах святости

Конечно, для истинно святого человека все внешнее (в том числе и внешний вид) вторично. Из житийной литературы и церковной истории мы помним, что еще при жизни многие праведники благоухали вопреки тому, что совершенно не следили за своим телом. Можно, например, вспомнить свидетельство сирийского путешественника архидиакона Павла Алеппского, бывавшего на Руси в XVII веке. Он, посещая один из новгородских монастырей, рассказывает о встреченных там монахах-затворниках следующее: «Некоторые из них носят на теле по сорок лет железные пояса из цепей; свои рубахи и платья они не меняют, пока те совершенно не истлеют на них. О удивление! Мы обоняли от них запах, подобный мускусу».

Это запах святости, присущий и святым мощам, запах, который приоткрывает нам таинство будущего века. Но мы-то с вами люди далеко не святые. Нужно все-таки понимать, что внешний вид человека становится для окружающих людей неважным в результате святости, а не его причины. И крайне важно не путать причину и следствие.

В самом деле смрад несвежей одежды и немытого тела, какими бы «благочестивыми» причинами ни оправдывался, был и остается смрадом, а не благоуханием святости.

Ароматы в церкви

В церковной эстетике значение ароматов огромно. С самой глубокой древности во всех практически религиях возжигание ароматических веществ знаменовало контакт с божеством. Это нашло отражение в самом слове «парфюмерия», этимология которого восходит к латинской фразе per fumum, что дословно можно перевести: «через дым». Такое же примерно значение имеет и греческое слово фимиам – от θυμιάω – жгу, курю.

Церковные благовония имеют глубокий символический смысл. Здесь и вознесение к мысленному Небу наших молитв, подобно вознесению вверх дыма ладана, и напоминание об аромате утраченного рая, и благоухание грядущего Царства Небесного, и символ присутствия Бога в храме во время богослужения...

Потому в церкви благовония используются на каждом шагу. Это и дым ладана, и святое миро, и елей для помазания и многое другое.

Но как быть с личным использованием ароматов вне храма на бытовом уровне? Ответ напрашивается сам собой – как есть. Сейчас ароматизировано почти все, что имеет отношение к быту и гигиене: мыло, шампуни, гели, зубные пасты, стиральные порошки, средства для мытья посуды, полов, ванн и т. д. Почему же стирать одежду чем-то ароматическим – это нормально, а в меру благоухать самому – нет?

Конечно, в аскетической литературе наверняка можно найти возражения против любых украшательств, в том числе против использования благовоний, но эти советы стоит всегда понимать в конкретном контексте, а не в качестве категорических заповедей, и заодно проверять себя, не скрывается ли за нашим демонстративным «аскетизмом» какая-либо другая страсть. Знавал одного верующего, который с ужасом и «праведным гневом» отзывался о самой возможности использования верующими духов, но при этом спокойно тратил деньги на новейшие модели смартфонов, которыми потом активно хвастался.

Духи с ароматом Литургии

Но вернемся к ароматам, создающим настроение и напоминающим о храме. Современная парфюмерия не ограничивается запахами «соблазна» и «искушения», она гораздо многогранней. Все чаще в последние годы обращаются к церковной тематике.

В качестве примера можно привести парфюм La Liturgie des Heures от французского бренда Jovoy Paris (La Liturgie des Heures переводится с французского как «Литургия часов» – в  латинском обряде это общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня), выпущенный в 2011 году. Красивый задумчивый восточно-древесный аромат. В его составе звучат ноты кипариса, лабданума, ладана, олибанума, мирры и мускуса.

Или более ранний парфюм 1994 года Messe de Minuit («Полуночная месса») итальянского дома Etro. Древесно-фужерный аромат, сочетающий цитрусовые ноты с тепло-древесными, а также ладан, мирру, корицу, ваниль, пачули, мед и мускус. В отличие от «Литургии часов» здесь ярче звучит мирра, чем ладан.

Особого интереса заслуживает целая коллекция «религиозных» парфюмов от авангардной марки Comme des Garcons. Серия 2002 года Series 3 Incense (ладанная) попыталась передать запах различных религий. В серию входит пять парфюмов: Kyoto («Киото») – аромат буддизма, Ouarzazate («Варзазат») – аромат ислама, Jaisalmer («Джайсалмер») – аромат джайнизма и сразу два парфюма, представляющие христианство: Avignon («Авиньон») – католицизм и Zagorsk («Загорск») – православие. Каждый из этих парфюмов основан на ладане, с дополнительными нотами, которые, по мнению создателей, ассоциируются с той или иной религией. Для церковных ассоциаций, как на мой нос, больше подходят последние два. Но холодноватый, меланхоличный, с нотками березы «Загорск» мне показался несколько отстраненным, а вот более насыщенный яркий ладан якобы «католического» «Авиньона» больше напоминает о православном богослужении.

Приведенные здесь примеры не единичные, а ведь есть еще много парфюмов, которые прямо к церковной тематике не относятся, но очень красиво обыгрывают ладан, мирру и другие подобные запахи в своих композициях. Многие из них вполне могли бы подойти и священнослужителям. Впрочем, это, конечно, не рекомендации, любые ароматы всегда стоит подбирать самостоятельно.

Святой парфюмер

Мозаичная икона св. Або Тбилисского в его часовне в Тбилиси

Среди тысяч святых люди разных профессий издревле находят для себя подвижников, которых можно было бы назвать «покровителем профессии». Не зря в святцах можно встретить особые категории святых – врачи-бессребреники, святые воины, святые правители и т. д. Покровители имеются наверняка среди всех достойных профессий. Но есть святой, которого можно было бы назвать «покровителем парфюмеров». Это мученик Або Тбилисский.

Святой Або жил в VIII веке в Багдаде. Он был арабом-мусульманином и занимался изготовлением благовонных масел (традиция изготовления масляных духов, перенятая арабами у персов и византийцев, существует до сего дня). В свите одного из грузинских правителей Або переехал в Грузию (в VIII веке большая часть Грузии находилась в вассальной зависимости от Арабского халифата) и там заинтересовался христианством. Сначала он пытался полемизировать с христианами, но в ходе богословских споров убедился в истинности христианского учения, принял Христа и отрекся от магометанства. После этого Або стал подвижником и начал проповедовать христианство мусульманам, за что был подвергнут пыткам и вскоре обезглавлен в Тбилиси. Так арабский изготовитель благовоний стал святым мучеником. Тело святого Або было сожжено, а пепел брошен в Куру. На этом месте, по преданию, и христиане, и мусульмане видели столпы света, а в XIII веке рядом с этим местом на берегу Куры был возведен знаменитый Метехский храм.

***

В принципе, никто никого не заставляет пользоваться духами. Можно ведь соблюдать гигиену и не пахнуть ничем. А можно с помощью аромата создавать свое настроение. Ведь могут одни люди жить без поэзии? Легко. А другие прозу жизни хотят чем-то скрасить. Все люди разные. Главное – не доставлять неудобства ближним. И в этом вопросе не стоит спорить, а, наверное, уместно вспомнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Дмитрий Марченко

Социальные комментарии Cackle