Житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского как призыв для нас стать проводниками Божественной любви
В воскресенье, 2 июля, мы празднуем день памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. По этому поводу вот что хотелось сказать.
Иногда встречаются такие люди (или ты читаешь, или смотришь фильмы о них), которые у тебя вызывают совершенный восторг. Возникает чувство острой нежности, горячей любви и еще нескончаемой благодарности Богу за то, что они встретились тебе в жизни. В связи с этим вспоминаются кадры из документального фильма епископа Тихона (Шевкунова), где он, будучи выпускником ВГИКа и послушником Псково-Печерского монастыря, заснял хроникально отца Иоанна (Крестьянкина). И там есть такой кадр, где послушник целует в щеку этого великого подвижника благочестия. И он делает это несколько раз, словно бы не может остановиться, с такой неподдельной нежной сыновней любовью.
Вот и я, грешный, не могу остановиться, чтобы не славить Бога и Его святого угодника – святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Не буду останавливаться на его житии. Оно уже очень хорошо известно. Хочется признаться в любви этому великому человеку – этому маленькому сгорбленному шепелявому украинцу, который стал апостолом для китайцев, французов, американцев и светом во тьме эмиграции для многих наших православных соотечественников.
В этой страшной катастрофе Российской империи начала XX столетия был, мне кажется, и некий Промысел Божий. Из разлившейся лампады Русской Православной Церкви горящее масло людских верующих душ потекло в западную Европу, в обе Америки, в Китай, Японию, Африку, Австралию, Индию. Благодаря этому рассеянию многие европейцы, американцы, китайцы, японцы, австралийцы обрели Православную веру. Разве это не чудо?! Разве не подтверждение того, что Бог поругаем не бывает?!
А какие замечательные умы, души и сердца оказались в этом рассеянии – митрополит Антоний Сурожский, Лосский, отцы Иоанн Мейендорф, Александр Шмеман и другие – целая замечательная школа отечественного православного богословия. И храмы Божии, построенные в таких далеких от Руси уголках, где, думалось, не бывать Православию. А оказалось по Промыслу Божию – бывать!
Дивны дела Твои, Господи!
И одним из выдающихся светильников этого православного рассеяния был, конечно, святитель Иоанн. И слово, которым его можно охарактеризовать, – это любовь. Настоящий светильник любви, пламенеющий и полыхающий к Богу и к людям. Любви не декларативной, но деятельной, жертвенной. И это его очень сильно роднит с другим светильником, жившим более чем тысячу лет назад – Святителем Николаем Чудотворцем.
И эти святые IV и XX веков являются фундаментальным подтверждением жизнеспособности и жизни в Духе Православной Церкви. Наше дерево плодоносит прекрасными плодами. Оно продолжает источать любовь. И в этом также преогромная наша радость, что и мы, грешные, можем укрываться под его сенью и тоже можем и должны стать проводниками и светильниками Божественной любви.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
Опубликовано: Sun, 02/07/2017 - 21:33