Богословское исследование отношений Адама и Евы. Зачем Бог сотворил Адаму Еву?
Был ли первый человек совершенным без Евы? Исследовал тему архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии.
Священное Писание повествует о сотворении Евы из ребра Адама. Этот рассказ следует понимать не в буквальном значении творения «из ребра» как кости. Само еврейское слово sela имеет много значений, в том числе и ребро, и грань, и сторону. То есть употребление этого слова следует рассматривать как указание на глубинную связь Евы с Адамом. Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником. Сам Адам, видя Еву, опознает ее как обладающую его природой: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).
Первый человек Адам был создан совершенным, и тем не менее в Писании повествуется, что Бог создал Адаму Еву. Интересно указание причины творения Евы: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Это библейское «не хорошо» не следует рассматривать как свидетельство какого-то несовершенства Адама, которое могло быть ликвидировано только творением Евы. Первый человек создан совершенным и не нуждался в усовершенствовании своей природы.
В богословской литературе присутствует несколько вариантов ответа на вопрос о причине создания Евы.
Один из них базируется на том, что человек создан не просто по образу Божьему, но по образу Бога-Троицы. Соответственно, это приводит к заключению, что Адам в одиночку не может в полной мере быть образом Троицы. «Бог сотворил не одного человека, не одинокую самозамкнутую монаду, единицу, а “мужчину и женщину”, которым повелел “плодиться и размножаться” (см.: Быт. 1:27–28). Как Бог Един в трёх Ипостасях, так и человек создаётся как существо многоипостасное», – пишет митрополит Иларион. Такой подход позволяет говорить о том, что человек в отношениях с другим человеком реализует себя как личность.
Святитель Григорий Нисский полагает, что Адам, Ева и их ребенок представляют образ Троицы и таким образом реализуют не только совершенства природы, но и совершенство личностных отношений, построенных по образу отношений Ипостасей Святой Троицы. Владимир Лосский пишет: «Как в Боге личное начало требует, чтобы единая природа выражалась в различии Лиц, так и в созданном по образу Божию человеке. Человеческая природа не может быть обладанием монады, она требует не одиночества, а общения. Это – благое различение любви». Итак, хотя Адам был сотворен совершенным по природе, однако как личность он нуждался в иной человеческой личности, отношения с которой строились бы по образу отношений Лиц Пресвятой Троицы. Именно поэтому Бог и творит Адаму Еву. Для нее Адам выступает в качестве источника ее природы. Сам Адам опознает Еву как единосущную ему: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23)1.
При этом сон Адама понимается святыми отцами не просто как засыпание, а как экстаз, во время которого он видел все, что с ним происходило, то есть видел, как из него творится Ева2.
С другой стороны, у святых отцов можно встретить мнение, согласно которому Ева сотворена в предвидении грехопадения. Такой точки зрения придерживались свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит и др. Прп. Иоанн Дамаскин, также разделявший это мнение, пишет: «Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения».
Таким образом, создание Евы рассматривается как способ сохранения рода человеческого, так как после грехопадения, которое Бог предвидел, человек станет смертным, и если бы не возможность размножения, то человек исчез бы как вид. Однако такая интерпретация заставляет задаться вопросом, не получается ли так, что Бог создал Еву в предвидении грехопадения и при этом она сама стала причиной падения Адама, что в таком случае приводит к заключению о некой неизбежной связи между сотворением Евы и грехопадением. Ведь и апостол Павел пишет: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:13).
В. Н. Лосский в «Догматическом богословии», ссылаясь на свт. Григория Нисского, пишет: «Бог создал пол в предвидении возможности – но именно только возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на нее никакого принуждения; так дают спасательный круг путешествующему по водам, отчего он вовсе не обязан бросаться за борт. Эта возможность становится актуальной лишь с того момента, когда в результате греха, который сам по себе не имеет ничего общего с полом, человеческая природа пала и закрылась для благодати». В данной мысли акцентируется внимание на создании пола в предвидении грехопадения, то есть можно сказать, что именно женский пол создан в предвидении грехопадения, но не сама Ева, и таким образом обосновать, с одной стороны, создание полового различия и, с другой, женщины. Исходя из этого, предложим следующий ответ: Ева в любом случае была сотворена для Адама, но именно такая половая поляризация создана в предвидении грехопадения.
Действительно, в творениях святых отцов можно встретить идею о том, что если бы не произошло грехопадение, то брачные отношения создавались бы не так, как сейчас. «Был, наверное, и другой предназначенный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами», – пишет прп. Максим Исповедник. При этом у богослова присутствует концепция о том, что все тварное возникло через разделение.
Таким образом, разделение человеческой природы на мужской и женский пол находится в рамках разделения тварных сфер бытия, а человек как объединяющий мир невидимый и мир видимый должен быть сродным этим мирам. С миром ангельским человек соединен своей душой, с миром животным – своим телом, а почти весть мир животных двуполый. Следовательно, и человек как объединяющий миры должен был иметь два пола. «Человеческое естество есть среднее между двух некоторых, одно от другого разделенных и стоящих на самых крайностях, между естеством Божественным и бестелесным и между жизнью бессловесной и скотской, потому что в человеческом составе можно усматривать часть того и другого из сказанных естеств, из Божественного — словесность и разумность, что не допускает разности в мужском и женском, поле, и из бессловесного – телесное устроение и образование, разделяемое на мужской и женский пол», – говорит свт. Григорий Нисский.
Несмотря на различные мнения святых отцов о причине создания Евы, они едины в том, что Ева имеет равное достоинство с Адамом, но отличается он него своим предназначением. Кроме того, между супругами есть иерархия отношений (Быт. 2:18; 1 Кор. 11:3), которая, однако, не должна пониматься как уничижительное положение3. «Ибо жена, хотя и подчинена нам, но как свободная и равночестная. Так и Сын, хотя повинуется Отцу, но как Сын Божий, как Бог», – пишет свт. Иоанн Златоуст4.
1 Интересно токование этих слов Блж. Августином, который обращает внимание на то, что в Бытии эти слова произносятся Адамом, а Господь Иисус Христос говорит об этих словах как о произнесенных Богом (Мф 19:4–5), и на основании этого сопоставления святитель приходит к выводу, что слова эти хотя и сказал Адам, но по внушению Духа Святого, то есть по сути Адам изрекает пророчество: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Хотя, по свидетельству Писания, эти слова были словами первого человека, однако Господь в евангелии объявил, что их изрек Бог. Не читали ли вы, говорит Он, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Отсюда мы можем думать, что вследствие экстаза, который наведен был на Адама, он мог сказать эти слова по вдохновению свыше, как пророк» (Августин Иппонский, блж. О Книге Бытия буквально).
2 См.: Ефрем Сирин, прп. Толкование на Книгу Бытия 2:12.
3 Следует обратить внимание на полный вариант стиха 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Выражение о главенстве мужа над женой контекстуально включает в себя также отношения Бог-Отец – Христос, Христос – муж. Очевидно, что такой контекст не позволяет говорить просто о каком-то внешнем подчинении, предполагающем начальствующий формат.
4 Иоанн Златоуст, свт. Гомилия 26 на 1-е Послание к коринфянам.
Опубликовано: Fri, 02/06/2017 - 21:19