Почему Бог дает апостолам дар прощения грехов раньше других даров?

С момента Воскресения Христова и до дня Вознесения Господь является ученикам, удостоверяя их в действительности Своего Воскресения и открывая им смысл Писаний (Лк. 24:27).

Ученикам Спаситель обещает Дух, который сойдет на них, и они получат силу для свидетельствования о Христе: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8).

О сошествии Святого Духа и получении даров, позволяющих проповедовать, в Новом Завете говорится не единожды: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11), «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:12), «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26), «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

Сошествие Святого Духа произошло на 50-й день после Воскресения Христа. Однако в Писании повествуется, как Иисус после Воскресения Своего является ученикам и говорит: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23).

Как понимать это действие? И если это действительно ниспослание Святого Духа, то чем оно отличается от сошествия в день Пятидесятницы? В святоотеческой экзегезе высказывались различные мнения по этому вопросу. Так, свт. Иоанн Златоуст упоминает о существовании разных толкований данного текста.

Некоторые толкователи, как древние, так и современные, пытаясь найти решение на недоуменный вопрос «Как можно было получить Святого Духа до Пятидесятницы?», предполагали, что действие Христа в Ин. 20:21–23 имело лишь символическое значение или было предварительным, подготовляющим к принятию Св. Духа в день Пятидесятницы. В любом случае, вряд ли этот евангельский текст дает основание говорить, что в момент дуновения Христом на апостолов никакого сошествия не было.

В догматическом богословии текст от Ин. 20:21–23 чаще всего объясняется указанием на установление Таинства Исповеди.

Свт. Иоанн Златоуст, перечисляя возможные толкования данного эпизода, пишет: «Не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа… А впоследствии они получили силу чудотворений». Сам Златоуст, по-видимому, разделяет такое понимание и полагает, что в результате ниспослания Святого Духа апостолы действительно обрели дар отпущения грехов, а уже во время сошествия Духа на Пятидесятницу им были даны все иные дары: дар языков, дар чудотворения и проч.

Следует вспомнить, что еще до страданий Своих Христос дважды говорит своим ученикам о получении ими особого дара. «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19), – сказано апостолу Петру после его исповедания. И позже всем ученикам Христос заявляет: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). По сути, слова Христа после воскресения (Ин. 20:21–23) имеют тот же смысл, но еще сопровождаются дуновением.

Для более полного понимания указанных текстов необходимо также учитывать эпизод от Мк. 2:1–10, в котором повествуется об исцелении расслабленного в Капернауме. На связь всех фрагментов Мф. 16:19; Мф. 18:18; Ин. 20:21–23 с Мк. 2:1–10 указывает Евфимий Зигабен.

Христос говорит немощному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5). Услышав это, книжники думают, что Христос богохульствует: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7).

Враги Христа возмущены тем, что Он отпускает грехи, в то время как простить их может только Бог, а книжники и фарисеи в Божественность Христа не верили. Но Христос Бог, и, соответственно, совершенно естественно, что Он, как Бог, может прощать грехи. И это Свое право прощать грехи Христос обещает апостолам (Мф. 16:19; Мф. 18:18) и, в конце концов, передает его после Воскресения.

Итак, высказанное некоторыми авторами толкование, согласно которому в тексте от Ин. 20:21–23 Христос дарует апостолом власть прощать грехи, имеет под собой все основания. Однако, как уже говорилось, нередко это выражение рассматривается как указание на установление Таинства Исповеди.

Позволим себе не согласиться с этим мнением, или, вернее, согласиться лишь отчасти. Попытка замкнуть прощение грехов в рамки только одного Таинства, на наш взгляд, является неразумным примером схоластического мышления. Так или иначе, есть целый ряд Таинств и других священнодействий, в молитвословиях которых говорится о прощении грехов. 

Самым ярким примером являются слова перед принятием Св. Евхаристии «во оставление грехов (выделено нами. – Прим. авт.) своих и в жизнь вечную» (Литургия свт. Иоанна Златоуста); о святой воде: «яви ю силою, действом иблагодатию Пресвятаго Духа, быти всем от нея с верою пиющим, приемлющим же и кропящимся рабом Твоим, грехов оставление (выделено нами. – Прим. авт.)» (Последование малого освящения воды); в конце концов, Крещение совершается для отпущения грехов!

Тот факт, что дар прощения грехов дается раньше иных даров, подчеркивает, что все другие дары в конечном итоге также ведут к избавлению от прегрешений. Христос дает апостолом право прощать грехи, то есть вообще прощать грехи, а не только прощать их в Таинстве Исповеди.  Все, что делается в Церкви, все дары, которые есть в Церкви, все служения Церкви имеют одну цель: избавление от греха и приобщение к Богу. Никто и никогда не имел власти прощать грехи, кроме Творца, но Он дал эту власть апостолам и их преемникам.

Такое объяснение данного текста, безусловно, направлено не на то, чтобы усомниться в действительности отпущения грехов в Таинстве Исповеди, но чтобы подчеркнуть: прощение грехов в Церкви осуществляется во всех сферах Ее служения и, конечно же, особым образом проявляется в Таинстве Исповеди.

Однако само дарование Христом власти прощать грехи могло произойти и каким-либо иным способом, но Господь дарует это право через дуновение и слова о принятии Святого Духа. Хотя свою власть прощать грехи Христос передает апостолом, однако все действия в Церкви, все Таинства в Церкви осуществляются силою святого Духа, и потому Христос дарование права прощать грехи производит через дуновение и речь о Святом Духе.

Также многие святые отцы – свт. Василий Великий, свт. Кирилл Александрийский, свт. Кирилл Иерусалимский – отмечают, что дуновение Христом на апостолов есть возвращение дыхания жизни, которым обладал первый человек Адам, когда Бог вдунул в лицо человека «дыхание жизни» (Быт. 2:7), и которое было утрачено вследствие грехопадения.

Таким образом, если попытаться свести существующие толкования текста от Ин. 20:21–23 в цельное объяснение, то можно сказать , что описанное в 20-й главе Евангелия от Иоанна: это возвращение человеку тех даров, которые изначально были вложены в природу людскую, но были утрачены из-за грехопадения Адама. Христос как Спаситель возвращает эти дары дуновением (ср.: Быт. 2:7). И возвращение этих изначальных даров является возвращением царственного и священнического положения человека в мире. Одновременно с возвращением этого положения и также дается дар прощать грехи. Так, отпускать прегрешения во власти царя и священника. Иисус Христос есть Бог. Церковь верует, что Иисус из Назарета – Воплотившийся Бог. Как Мессия Он осуществляет служение Пророка, Царя и Первосвященника. И, соответственно, совершенно естественно, что Он может прощать грехи. И это Свое право – прощать грехи Христос передает после Воскресения апостолам как дар. 

Но человек во Христе получает больше, чем утратил в Адаме. Человеку не только вернулось то, что утратил Адам, но благодаря Христу дается и больше того, что было у первого Адама.  Для этого и происходит сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, когда уже искупленные и обновленные во Христе ученики получают излияние всех даров Святого Духа, то есть то, что должен был получить первый человек, но так и не получил.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle