Кто прежде всего рискует попасть в секту и как с этим бороться

Какие религиозные группы можно назвать сектами? Каким образом их классифицировать? Как строить полемику с членами сект? На эти и другие вопросы отвечает влaдыкa Aнтoний — митрoпoлит Бoриспoльский и Брoвaрскoй, Упрaвляющий делaми Укрaинскoй Прaвoслaвнoй Церкви.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)

«СЛЕПЫЕ ВОЖДИ СЛЕПЫХ»

– Владыка, при слове «секта» мы представляем некую группировку религиозных фанатиков, внутри которой творятся всевозможные ужасы. Насколько верно такое представление?

– Это слово заимствовано из латинского языка. Одни ученые полагают, что данное выражение происходит от глагола sequor (секвор), то есть «идти вслед», «следовать за кем-то». Другие указывают на глагол secare (секаре), то есть «отсекать», «отделять». В классической латыни слово «секта» означало образ мышления или тип жизни, учение, группу людей, философскую школу или же политическую партию. В Древнем Риме под сектой подразумевали общность какой-то группы людей. Раньше это понятие не было оскорбительным или унизительным. С первых веков западные церковные писатели употребляли слово «секта» и по отношению к христианству. В одном из своих сочинений Тертуллиан писал, что христианство — «Божественная секта», т. е. общество, которое подчинено Богу и живет по Его законам.

Но впоследствии значение этого слова было существенно переосмыслено. Например, в латинском переводе Библии, выполненном блаженным Иеронимом в IV в., секта означает ересь и приобретает отрицательный смысловой оттенок. Сегодня же под этим словом обычно понимают замкнутую религиозную группу, которая отделилась от основной религиозной общины. Секта, как правило, жестко противопоставляет себя господствующему веро­исповеданию.

– Как Православная Церковь выстраивает полемику с определенной сектой?

– В своем пастырском служении мы стремимся вернуть к полноте богообщения людей, попавших под пагубное влияние еретиков. Прежде всего, мы акцентируем внимание на тех заблуждениях, которые исповедуют сектанты. Они, – как сказал Христос, – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15: 14). Церковь стремится показать, в чем именно эти «вожди» искажают Божественное Откровение.

– Почему же секты расцветают буйным цветом?

– Главная причина появления сект — религиозное неведение. После падения государственного атеизма в обществе был очень сильный запрос на новые идеалы. Многие наши соотечественники с интересом обратились к религии. Но у большинства из них не было никаких знаний ни о Евангелии, ни о Церкви. Такие люди становятся легкой добычей для чужеземных «ловцов душ», поскольку их довольно легко ввести в заблуждение. Искажая Слово Божие, неофитов увлекают в ложную религиозность. На процесс распространения сект влияют и социально-экономические причины. Вспомним: когда на всем постсоветском пространстве наблюдалось значительное падение уровня жизни, особую популярность приобрели «пасторы», которые обещали людям быстрое обогащение. Для человека, испытывающего материальные трудности и при этом не имеющего твердого мировоззрения, такая «проповедь» весьма привлекательна.

ОПАСНОСТЬ КВАЗИРЕЛИГИЙ

– Есть ли наша вина в том, что многие попадают в сектантские сети?

– Нужно честно признать: для некоторых людей причиной ухода в секту является недовольство тем, как к ним отнеслись в православном храме. Порой человек, находящийся на начальной стадии воцерковления, столкнувшись с формальным отношением пастыря к исполнению своих обязанностей, разочаровывается в Православии и уходит, так сказать, в «альтернативную» религиозность. Однако не стоит забывать: всякое отпадение от истинной веры имеет глубокие духовные причины. Как писал святой Ириней Лионский, характерный признак еретиков — горделивое самопревозношение. Церковные писатели всегда подчеркивали, что в сектантстве присутствует особое упорство в своем заблуждении. Сектант обычно утрачивает способность критически мыслить и жестко настаивает на исключительности своего выбора. Потому требуются особые усилия, чтобы переубедить и раскрыть глаза на его собственное заблуждение.

– Вы сказали, что на процесс распространения сектанства влияют и социально-экономические причины. Можно ли по наличию отдельных сект судить о состоянии общества в целом?

– Отчасти да. Например, в советское время сектантство не имело широкого распространения. Это было связано, прежде всего, с идеологией государственного атеизма: он еще со школьной скамьи вытравливал малейшее проявление религиозности. Кроме того, членство в религиозной организации воспринималось как неблагонадежность. И это тоже было жестким заслоном на пути распространения сект. Но в 1990-е годы ситуация кардинально изменилась: все запреты были отменены, практически любые религиозные организации получили возможность свободно проповедовать. И в условиях полной религиозной неосведомленности людей, воспитанных в атеизме, секты получили широкое распространение. Разумеется, такая картина очень точно отражала состояние общества.

– Многие секты сами себя позиционируют не как религиозные организации, а как некие сообщества, обещающие человеку процветание и успех в мире бизнеса. В качестве примера можно привести сайентологию. Действительно ли она является безобидным «содружеством деловых людей»?

– К сожалению, факты свидетельствуют о другом. Основатель сайентологии Рон Хаббард создал ее именно ради материального обогащения. По мнению религиоведов, это движение находится на стыке между религией, философией, психотерапией и оккультизмом. У сайентологов нет ясного учения о Боге как Личности, они близки к пантеизму (многобожию), отрицают Божественность и уникальность спасительной миссии Иисуса Христа. При этом делают особый упор на стремлении к земному успеху, карьерному росту и обогащению. Поэтому сайентологию называют коммерческим культом или квази­религией.

– Что делать, если человек оказался в секте?

– Это чрезвычайно сложный вопрос. Дело в том, что сектант становится невосприимчивым к какой бы то ни было критике по отношению к той организации, в которую он вступил. Все усилия переубедить его, обычно, ни к чему не приводят. Полемика с такими людьми — особая составляющая пастырского служения. Здесь необходимы не только основательные знания в сфере истории и богословия, но и особые навыки из области психологии и педагогики. К разным сектам могут быть применены и разные методики ведения полемики. Бывают агрессивные закрытые религиозные сообщества, которые наносят серьезный вред психике человека. Вспомним хотя бы о японской секте Аум Синрикё: ее адепты занимались организацией терактов, оправдывая свои действия религиозными постулатами. В Украине в 1990-е годы существовало скандально известное Белое братство, члены которого предпринимали попытки массовых само­убийств и наносили серьезный вред своему психическому здоровью. Как говорят специалисты, процесс психологической реабилитации таких людей длился обычно около двух лет.

Если вы заметили, что ваши близкие попали под влияние подозрительной религиозной организации, то лучше обратиться за помощью к специалистам. В нашей Церкви действуют антисектантские центры: они имеют базы данных о существующих деструктивных сектах и разрабатывают методики полемики с ними, а также реализуют программы психологической реабилитации. Поэтому лучше обратиться за консультациями в такие центры.

– Какие группы людей прежде всего рискуют попасть в секту? Это зависит от материального состояния, пола или возраста?

– Выделяют несколько факторов, которые становятся предпосылкой для попадания в секту. В первую очередь, такими жертвами становятся одинокие люди. Ведь секта — это, как правило, сплоченный коллектив с общими групповыми целями. Став ее членом, человек забывает об одиночестве, обретает чувство защищенности. Также очень часто туда попадают юноши и девушки в переходном возрасте. С помощью таких «ловцов душ» хотят вырваться от слишком сильной родительской опеки, бросают вызов своему окружению. Склонность к сектантской религиозности — это, как правило, симптом семейных проблем. Тут хорошей иллюстрацией может быть уже упомянутое Белое братство. В него, как правило, вступали молодые люди в возрасте около 20 лет, с гуманитарным складом ума. Понятно, что они стремились преодолеть так называемое родительское программирование, почувствовать себя свободными личностями.

НУЖНО ВРАЧЕВАТЬ ЛЮБОВЬЮ

– Бывают случаи, когда человек, попадая в секту, избавляется от греховных привычек: курения, пьянства, блуда…

– Такие свидетельства часто выдвигаются как важный пункт в деле защиты сектантской организации. Но при этом возникает вопрос: какую цену заплатит человек за легкое избавление от вредных привычек? На самом деле моментальное «выздоровление» — следствие вероломного вторжения во внутренний мир человека и сильного воздействия на его психику. Можно быстро избавиться от курения, но при этом нанести огромный вред своему здоровью. Призвание Церкви — не обещать моментальное «исцеление», а предоставлять средства для постепенного перевоспитания и преображения. А вот секты как раз обещают мгновенное «исчезновение» всех вредных привычек. И это должно насторожить человека. Ведь, чтобы победить греховную природу, нужно затратить усилия и время.

– Что бы Вы посоветовали семье, которая борется за своего члена, попавшего в секту, но пока эти попытки безуспешны?

– Прежде всего, не нужно уподоб­ляться сектантам. Мы не должны жестко давить на человека, а тем более — оскорб­лять и унижать его. Любая духовная проб­лема может быть уврачевана только любовью. Задача родителей, чей ребенок стал жертвой сектантской пропаганды, — проявлять любовь и еще раз любовь. Пусть он осознает собственную ошибку. Близкие должны помочь ему в этом. Очень важно, чтобы отец и мать вовремя заметили изменения в поведении своего чада. Чем раньше будет осознана проблема, тем успешнее ее можно преодолеть. Во всякой сложной ситуации нужно просить помощи у Бога. Молитва родителей имеет особую силу. Известно немало случаев, когда молитва матери спасала детей от опасности. Вспомним, к примеру, житие блаженного Августина: прежде, чем стать христианином, он попал в секту манихеев. Его мать (праведная Моника) не переставала молиться за сына, и молитва была услышана: Августин не просто стал христианином, но и вошел в историю как один из наиболее авторитетных богословов Западной Церкви. Пусть этот исторический пример вдохновит и всех нынешних матерей на особую молитву о детях, находящихся в духовном заблуждении.

Записал

протоиерей Владислав Софийчук

«Церковная православная газета»

Опубликовано: Fri, 13/05/2016 - 12:58

Статистика

Всего просмотров 661
Социальные комментарии Cackle