Луганский монастырь в зоне боевых действий
Как в Луганске возникли первый больничный храм и первый монастырь, названный в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги, и как живёт монастырь, когда вокруг война — порталу «Православная жизнь» рассказал строитель и духовник обители, настоятель монастырских храмов митрофорный протоиерей Андрей Дубина.
История рождения больничного Пантелеимоновского храма связана с именем ныне покойного главврача онкодиспансера
— Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, как появился ваш храм?
— История рождения больничного Свято-Пантелеимоновского храма неразрывно связана с именем ныне покойного главврача Луганского областного онкологического клинического диспансера Юрия Алексеевича Ененко. Юрий Алексеевич был человеком неординарным: он был и талантливым врачом, и художником, и писателем (к слову, очень любил А.П. Чехова). А потому постоянно находился в профессиональном и творческом поиске. Его многогранный интеллект, интеллект Человека с большой буквы, подталкивал к постоянному поиску правды. А когда человек ищет правду и стремится к свету – он находит Бога. И вот он пришел к мысли, а я думаю, что Сам Господь его просветил, Дух Святой, чтобы открыть при онкодиспансере православный храм.
Юрий Алексеевич со студенческих лет был большой труженик. Еще студентом он работал в этом диспансере санитаром, затем, уже будучи врачом, писал научные работы, диссертации, трудился очень много… И очень любил больных, делал всё, чтобы облегчить их страдания, помочь побороть болезнь. А самое главное - он искренне считал, что без веры и покаяния выздоровления быть не может. Именно поэтому первые исповеди и причастия в Луганском онкологическом диспансере проводились прямо у него в кабинете.
По просьбе Юрия Алексеевича для совершения Таинств в больницу приезжал батюшка Василий Сомик (тогда секретарь Луганской епархии). Затем Юрий Алексеевич обратился к правящему архиерею с просьбой открыть храм. Владыка Иоанникий благословил, и под храм выделили небольшое помещение. Объявить в то время, а это был конец 80-х - начало 90-х, властям, что при онкодиспансере будет открыт православный храм, было равносильно взрыву.
На то время не было еще опыта открытия больничных храмов. Так что Юрий Алексеевич всем говорил, что открывает комнату отдыха. Таким образом был открыт первый в Украине больничный храм.
Вначале была такая пристройка к больнице, затем храм "вырос"
Новосозданный храм первоначально относился к Свято-Владимирскому кафедральному собору, постоянного священника при нем не было. Священник приезжал, как правило, только по воскресным дням, а на протяжении всей недели храм был закрыт. 4 апреля 1994 года меня благословили сюда на настоятельское служение. Что здесь было? Чаша была, минеи были, даже одно облачение было, иконостасик небольшой… Правда, поскольку храм был открыт редко, воздух был какой-то застойный, сырой, от чего на стенах проступил грибок. Но главное - было помещение...
Попасть в храм можно было из примыкающего к нему актового зала, что создавало некие трудности. Человеку, чтобы найти храм, нужно было сначала найти вход в актовый зал и уже там, в актовом зале, найти вход в храм. Мы с художником первое время даже рисовали указатели-стрелочки «Вход в храм в конце актового зала». И люди пошли.
Сначала было 10 прихожан, а потом больше, больше — и храм заполнился. После смерти Юрия Алексеевича пришел новый главврач Чибисов Л.П., он сказал: «Делайте отдельный вход!» — «Так нет финансов». — «Это ваши проблемы». Мы тогда залезли в долги, стали строиться, заложили фундамент под вторую половину храма. Долги были очень большие и страшные.
Стройка обходилась дорого. Мы вынуждены были брать стройматериалы в долг. Мой знакомый водитель, который возил на самосвале бетон, звали его Коля-хохол, привез нам первую машину бетона в долг – вот с этого началась стройка. Денег не было совсем! Но мы строили. Потом постепенно храм начал оживать. Мы ведь посещали больных, и больные стали приходить к нам. Больные, врачи… Пришло понимание, что больничный храм действительно нужен.
С первыми послушаниями сразу пришли и первые искушения
— А как больничный храм спустя столько лет вырос в монастырь, к тому же - женский?
— Среди прихожан стали появляться женщины, которые хотели свою жизнь отдать на служение Богу, не хотели оставаться в миру. Со временем эти прихожанки стали трудницами при храме. Мы как раз сделали из склада на первом этаже кухню, на втором этаже – комнаты, как гостиницу. Гостиница при храме – это был первоначальный замысел. Поселилась одна трудница, потом другая, потом третья – так собрался коллектив. В 1999 году в нашей гостинице проживало три человека, в 2000-м – пять.
Прот. Андрей с инокинями в Пантелеимоновском храме и...
С первыми послушаниями сразу пришли и первые искушения. У нас появилась идея создать общину сестер милосердия, чтобы ухаживать за онкобольными в хосписе. И были у нас такие сестры, которые искушений не выдерживали. Так, например, сестра Татьяна Белова, которую мы посылали в Москву учиться в один из женских монастырей, пересылали ей туда продукты, чем могли, поддерживали, к нам не вернулась. Потом мы отправляли на обучение трудницу Ольгу. В Луганск она вернулась, но работать в хоспис не пошла, ушла от нас работать в хирургию. Деньги для нее стали важнее. Но мы все равно от нашей идеи не отказались и продолжали окормлять хоспис. Там людям особенно нужны духовная помощь и внимание.
...с сестрами Ольгинского монастыря
Позже нам передали храмы при психоневрологическом диспансере, при гериатрическом пансионате. Кроме того, до открытия в Луганске храма в честь иконы Божьей Матери «Умиление», мы 8 лет окормляли отделение детской патологии новорожденных Луганской детской областной больницы. Крестили деток, оказывали посильную помощь…
Так зарождалась община сестер милосердия при Свято-Пантелеимоновском храме. А позже владыка Иоанникий совершил первые постриги в нашей общине. Владыка Иоанникий благословил назвать общину в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги, поскольку нигде в ее честь монастырей и общин нет. Так жизненный подвиг страстотерпицы Ольги стал ориентиром для наших сестер.
К нам обратились во время обстрела Луганска: "Нечем кормить детей в больнице". Как мы можем не помочь?!
— Некоторые люди считают, что миссия монаха - молиться за тех, кто живет в миру. Ваш монастырь славится еще и социальной, благотворительной деятельностью. Как возникла идея помогать детским домам, людям, пострадавшим во время боевых действий и т.п.?
— Чтобы Господь дал способность молиться за других людей, надо научиться быть милосердным к людям. Быть милосердным – это дар Божий. Нужно людей научиться так любить, чтобы их боль стала твоей болью, их болезни стали твоими болезнями, их несчастья – твоими несчастьями. Это очень сложно. Я думаю, человек без Божьей помощи этому научиться не способен.
А если человек научился сопереживать, он естественно будет стараться другому помочь. Он уже не сможет сидеть и есть первое блюдо, а за ним второе, третье… в то время, когда кто-то не имеет даже куска хлеба. Конечно, он поделится и вторым , и третьим, и первым. Но делиться нужно, не выставляя свою «щедрость» напоказ, не норовя прославиться, попасть в газеты, засветиться в телепередаче, получить какую-то выгоду для себя. Если щедрость показная, значит у «благодетеля» нет того самого главного качества, о котором мы с вами сейчас говорили – нет милосердия в душе. Показная щедрость основывается на гордости, на тщеславии. Потому-то такая щедрость никому не нужна, и Богом не принимается.
Храм в с. Красное, на богослужении среди прихожан и переселенцы...
Во время тяжких испытаний, выпавших на долю Донбасса, на про-
тяжении летних месяцев 2014 года, спасаясь от бомбежек, на пол-
ном довольствии монастыря только на подворье в с. Красное про-
живало более 100 человек. Многие — семьями, с детьми.
...и на трапезе — насельники, прихожане и нуждающиеся
Как мы выбираем объекты для помощи? Это само по себе получается… Господь присылает к нам людей, которым Он считает нужным помогать. Во время обстрела Луганска, например, к нам обратились с такой проблемой: нечем кормить детей в областной больнице. А у нас есть молоко и есть возможность его привезти. Как мы можем сами пить молоко и не дать детям?! Мы взяли, да и повезли молоко в больницу. Вот и всё.
В Доме малютки...
Ежедневно монастырь поставляет молоко в Луганский дом ребенка №2,
Луганскую областную детскую больницу, детский сад № 74, школу-гим-
назию «Новое поколение», средние школы № 27, 42, 60. Вместе с молоком
при необходимости монастырь поставляет бесплатно хлеб и овощи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ СВЯТО-ОЛЬГИНСКОГО МОНАСТЫРЯ: КОМУ И КАК ПОМОЧЬ?
Потом. У нас престол назван в честь всех святых от века Богу угодивших. Причислили где-то к лику святых угодника Божия, мы об этом ни слухом, ни духом. А вдруг нам оттуда передают образ того святого, чтоб он помогал нам. Мы же не просили: “Дайте нам иконочку такую”, — этот угодник Божий присылает нам свой образ. Для чего нам? Значит святые благоволят к нам и показывают, что и в Царствии Небесном они за нас молятся, чтобы мы и дальше шли путем Господним. Так и с помощью другим. Господь посылает нам информацию: вот там нуждаются в вашем внимании, а там детям нужна помощь, а там пострадавшим во время обстрела нужен кров… А так как мы являемся слугами Божьими, значит - мы должны выполнять указания Владыки Вседержителя.
Вот так вкратце. Мы выполняем свою работу. И стараемся выполнять ее добросовестно. Ну, а насколько мы справляемся - будут судить Господь и люди.
Если бы люди увидели у меня в глазах животный страх, в их душах вера поколебалась бы
— Монастырь находится в зоне боевых действий. А ведь многие храмы и обители Луганской и Донецкой областей пострадали от обстрелов. Почему Вы остаетесь с Вашей паствой? Есть ли страх, и что Вам помогает его преодолевать?
— Только дураки не боятся смерти. Однозначно. Я беседовал с людьми, которые воевали в Великую Отечественную, они то же самое говорят: только дурак смерти не боится, подставляет свою голову. А что помогает побороть страх? Благодать Духа Святаго. Благодать Божия у нас внутри создает такое состояние - ты просто уверен в том, что всё должно быть хорошо.
Обстреляли онкодиспансер. Храм, слава Богу, не пострадал...
Несмотря на боевые действия, разворачивавшиеся в непосредственной близости от
монастырских подворий,в обители не прекращалось разведение рогатого скота,
птицы, а также — молочное производство.
И благодаря "хозяйственности" монастырь выживает и сегодня.
И не только выживает, но кормит нуждающихся.
Страх в народе появился, но Господь не дал ему в нас войти. Ответственность за людей заставляет гнать от себя даже тень испуга, ведь люди смотрят на священника, прямо ему в глаза. Если б они увидели у меня в глазах животный страх, в их душах вера поколебалась бы.
Самое главное, по моему мнению, чтобы не было злобы. Когда появляется озлобление — нас оставляет Божья благодать. Вот это самое важное - в нас не должно быть злобы и ненависти. Жалко людей по обе стороны линии фронта. Мы молимся о том, чтобы Господь остановил войну. Ни в коем случае нельзя допускать в своё сердце злобы. Вот тогда Божья благодать не покинет, и не будет в тебе животного страха.
Хоть вокруг и война, у нас впереди — великий праздник Рождество. И значит будет радость!
— Расскажите, пожалуйста, о буднях монастыря сегодня.
— Мы готовимся к Рождеству Христову и к рождественским утренникам. Праздничное у нас настроение! Хоть вокруг и стреляют, хоть вокруг и война, у нас впереди — великий праздник. Мы молимся и искренне надеемся, что Господь пошлет мир на нашу землю! Дух Святой входит в наши сердца и наполняет их радостью от приближения к Рождеству. Вот такое праздничное настроение нам дает Господь. А почему? Потому, что Господь с нами радуется, что мы в наших сердцах, несмотря на происходящее, имеем любовь к Богу и к людям.
И значит будет радость впереди! Мы ждем этого. Радость обязательно будет! Всех с наступающим Рождеством Христовым! Пускай всех посетит Божья милость! Пускай у всех будет хорошее настроение, чтобы сгинули уныние и отчаяние!
Рождественские утренники прошлых лет...
***
Редакция портала “Православная жизнь” приносит особую благодарность и кланяется духовнику отцу Андрею и насельницам монастыря в честь святой царственной страстотерпицы княгини Ольги за их труды и за служение Богу и людям в это трудное для нашей страны время.
Для оказания помощи монастырю и всем тем нуждающимся, которым помогает обитель, Вы можете воспользоваться следующими реквизитами: поскольку банки и почта в Луганске не работают, то предоставляем для пожертвований через Сбербанк России номер карты 5469 5200 1463 4737, получатель Кузнецов Дмитрий Сергеевич, пожертвования через Почту России направлять на почтовое отделение 346330, Ростовская обл. г. Донецк пр. Ленина, дом 3, до востребования на имя Кузнецова Дмитрия Сергеевича (священник нашего храма), через western union — получатель Kuznetsov Dmitry, Russia, или непосредственно обратиться в Свято-Пантелеимоновский храм г. Луганска к старшей сестре обители монахине Надежде (Мищенко) или к настоятелю храмов, духовнику обители протоиерею Андрею Дубине. По отправлении пожертвования просим сообщить нам об этом на электронный адрес cerkovnoe@yandex.ru с указанием номера перевода.
Опубликовано: Sun, 21/12/2014 - 16:21