Что представляет собой Чин Погребения Божией Матери?
Погребение Богородицы: всё о чинопоследовании.
Предварительные понятия
Чтобы нам двинуться дальше в изучении уникального Чина Погребения Божией Матери, который совершается лишь один раз в году – в успенские празднования, нужно уяснить для себя очень важный исторический и литургический момент, который в глубинной сущности своей характерен для православного богослужения. И можно даже сказать, что он является его центром-ядром.
Поговорим о тайноводственной, мистической стороне богослужения. В ней главная цель – соединение человека с Богом. И это именно происходит опосредованно и очень концентрировано на православном богослужении. Здесь оно сугубо происходит. Богослужение – это процесс соединения Живого, реально Существующего (Сущего-Яхве) Бога с живым конкретным индивидуально-личностным уникальным человеком и в то же время со всем человечеством вообще. Конечно, до конца мы этого постичь не можем. Это можно только пережить, опытно почувствовать. И в первую очередь поверить в это!
Однако в Церкви есть и конкретный метод приближения к Богу. Это Священная история Ветхого и Нового Заветов и церковная история (например, памяти определенных святых или события), которая вплетена золотой нитью в канву богослужения.
Ядром и сердцевиной церковной истории является Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа. С одной стороны, он произошел в определенный хронологический период истории. Поэтому мы и вспоминаем в четвертом члене Символа веры: «Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна…». Потому что мы говорим о Понтийском Пилате здесь, чтобы показать, что Иисус – реальный Человек. Он жил в реальный период истории при реальном римском правителе Иудеи – Понтие Пилате, существование которого в истории бесспорно.
С другой стороны, Искупительный Подвиг Христа надмирен и вневременен. Он космичен и вечен. Он больше мира и выходит за рамки материального мира, за рамки времени и пространства.
И богослужение есть выражением Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа и подключением, реальным участием нас посредством богослужения к нему. Мы словно бы становимся вместе с апостолами и женами-мироносицами реальными свидетелями Живого Христа. Он открывается нам, как открывался и им.
Уверенность, что это так, в Евангелии. Об этом сказал Сам Спаситель: «…И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).
Особенно это видно, мне думается, в Литургии, а также в богослужениях Страстной седмицы, когда Церковь словно бы призывает каждого православного христианина переселиться в Иерусалим времен последних дней земной жизни Христа, чтобы войти и прочувствовать Его страдания, ставшие спасением для нас. Но также и прочувствовать и Его Светлое Воскресение, которое ликует и торжествует в Светлой седмице и вообще в Триоди Цветной.
И вот здесь мы подходим к той исторической аксиоме, что на сегодняшний день Православная Церковь живет по Иерусалимскому богослужебному Уставу.
А как рождался этот Устав? Он рождался на святых местах Святой же Земли, связанных с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, учеников Спасителя.
Пример этому – утреня Великого Пятка, когда читаются так называемые «двенадцать страстных Евангелий» – двенадцать евангельских зачал, повествующих о страданиях и Крестной Смерти Спасителя.
Почему мы их читаем в таком порядке и с зажженными свечами? Потому что так их читали в Иерусалимской Церкви. Патриарх с клиром вместе с народом ходили по святым местам и читали евангельские зачала о тех событиях, связанных со Страстями Христовыми, которые там происходили. Это движущееся богослужение происходило ночью. Отсюда и зажженные свечи.
Люди всегда хотели максимально достоверно и глубоко пережить Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа, и потому еще, мне думается, именно Иерусалимский Устав так широко распространился в Церкви. Он приближает нас к реальности и жизни, если хотите, к дыханию Евангелия. Мы начинаем дышать евангельским воздухом. И для нас наступает новый мир Нового Завета. Мы входим в него и соединяемся с Богом.
И вот Чин Погребения Пресвятой Богородицы – это открытие тайны отношений Бога и человека и вхождение в эту спасительную тайну. Войдем же и мы в нее.
Успение Пресвятой Богородицы – «Богородичная Пасха»
Успение Божией Матери является органическим продолжением праздников Праздника и Торжества из торжеств – Светлого Христова Воскресения. Господь победил смерть. Победил её для всех нас и для каждого из нас. И в этом смысле смерть-успение Девы Марии очень важна. Она является фактическим выражением и в то же время подтверждением этой победы. Вот не только Христос Бог вошел в рай, но и благодаря Его Искупительному Подвигу конкретный человек – Дева Мария также силою Христовою победила смерть, вознесение горе Её души Богом потрясло бесовские воздушные судилища, и Она была введена торжественно в Царствие Небесное, причем не только душою, но и телесно.
Успение Пресвятой Богородицы – это огромная радость. Причем если Страстная Пятница, т. е. смерть Богочеловека – еще огромная скорбь и строгий пост, вследствие Страстей Господних. То в праздник Успения Божьей Матери строгий пост, наоборот, оканчивается. Почему? Потому что Успение уже дело Пасхи, не Триоди Постной, но Триоди Цветной. Успение – это уже радость преогромная!
Победа Христова в конкретном человеке. И потому Успение Пресвятой Богородицы еще и личностный праздник каждого из нас. Потому что в глубине души каждый человек думает: «Я тоже хочу умереть так, как Пресвятая Богородица, и попасть в рай. Я тоже хочу, чтобы мою душу, как младенца любящий отец, Господь взял в Свои Пречистые руки и внес в Царство Небесное».
И потому еще к этому празднику столь пристальное внимание со стороны Церкви. Ему посвящен Успенский пост. У этого праздника есть предпразднство, и, наверное, самый длинный период попразднства из всех двунадесятых праздников – с 29 августа по 5 сентября (восемь дней).
Плюс оригинальная служба Погребения Пресвятой Богородицы, которая является уникальной и есть только в период успенских празднований. Подробно на ней остановимся ниже.
Погребение Пресвятой Богородицы: история
Как уже было сказано выше, на создание данного чинопоследования повлияли два фактора. Первый – стремление людей стать участниками Священной истории. И второй – войти, погрузиться в велию Тайну Успения Пресвятой Богородицы – тайну реального, фактического спасения Богом конкретного человека, который к тому же так много значит для всего человечества – Девы Марии.
Данный чин возник в Иерусалимской Церкви. Он довольно поздний. По крайней мере известно, что подобные службы (новозаветные припевы к ветхозаветным стихам 17-й кафизмы Псалтири) были известны в XIV–XVI вв.
Перевод же на церковнославянский язык с греческого Иерусалимского последования Погребения Божией Матери был осуществлен в 1845 году профессором и известным переводчиком творений святых отцов М. С. Холмогоровым под редакцией святителя Филарета (Дроздова).
Само же описание богослужения мы находим в статьях «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле» профессора кафедры церковной археологии и литургики Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского.
Напомню, богослужение это построено таким образом, чтобы максимально погрузиться, молитвенно, духовно, тайноводственно, в святую историю погребения святыми апостолами Пресвятой Богородицы.
Сама Плащаница Пресвятой Богородицы находилась на подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения (Храм Гроба Господня). Чин Погребения начинается 27 августа – накануне Успения. Еще с праздника Преображения Господня перед плащаницей ежедневно служатся молебны, акафисты и вечерня. А 12 августа настоятель вышеупомянутого подворья в два часа ночи совершает Божественную литургию. Потом – краткий молебен перед Плащаницей. И затем в полном облачении Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию, где находится родовая гробница Пресвятой Богородицы. Там Ее Пречистое Тело было погребено. В этой же пещере-склепе погребены тела святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, а также святого праведного Иосифа Обручника.
Это перенесение происходит в воспоминание перенесения апостолами тела Девы Марии из дома святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который, по преданию, находился на Сионской горе, в родовую гробницу Пресвятой Богородицы в Гефсимании.
В этом ходе с плащаницей участвует множество духовенства и верующих со свечами. Предстоятель в предшествии клира на широкой шёлковой перевязи через плечо с бархатной подушкой несет плащаницу. Это происходит при большом стечении паломников. В Гефсиманию процессия-литания пребывает к восходу солнца. Плащаница Пресвятой Богородицы полагается в каменной пещере на ложе, где было апостолами положено тело Девы Марии.
И 27 августа совершается (обычно Патриархом Иерусалимским) сама служба Погребения Пресвятой Богородицы.
Чинопоследование Погребения Пресвятой Богородицы
Данная служба составлена по образцу утрени Великой Субботы, когда совершается Чин погребения Плащаницы Христовой. Погребение Пресвятой Богородицы чуть менее торжественно, так как Христос – это Бог, а Пресвятая Богородица – это человек. (К примеру, после обноса Плащаницы Пресвятой Богородицы вокруг храма она не подносится к Царским вратам и не возглашается «Премудрость, прости».) Этот возглас произносится только во время погребения Плащаницы Христовой. И данное молитвословие характерно для славления именно Бога: т. е. премудрость, будьте внимательны, стойте прости-прямо, потому что с нами Бог.
Во многом же данная служба очень похожа на великосубботнюю утреню. Основу чинопоследования Погребения Пресвятой Богородицы составляет пение «Непорочных» (17-й кафизмы), которое происходит после чтения шестопсалмия, мирной ектении и пения тропарей.
Плащаница Пресвятой Богородицы лежит на специальном аналое по центру храма. При пении тропарей открываются Царские врата, и священник (если соборно – духовенство) выходит к плащанице и начинает читать стихи 118-го псалма, который составляет 17-ю кафизму, если есть диакон, то он непрерывно кадит при этом Плащаницу.
Чтение более похоже на пение. Происходит оно антифонно. Хор поет стих 17-й кафизмы, а священник читает после ветхозаветного стиха новозаветный стих, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. И так далее… Стих кафизмы, стих Пресвятой Богородице попеременно. И довольно долго, чтобы погрузить человека в эту удивительную тайну Успения Божией Матери.
При пении великого славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, потом духовенство и народ делают три земных поклона. Священнослужители берут Плащаницу и при перезвоне колоколов с пением «Святый Боже» совершают крестный ход вокруг храма.
Потом снова вносят Плащаницу в церковь и полагают на прежнем месте. Совершается помазание елеем у Плащаницы, ектении и отпуст.
Скажу по своему опыту. Служба эта довольно длинная и напряженная. Но она погружает человека в удивительное событие великого масштаба, которое называется Успением Пресвятой Богородицы, дает возможность душою, на каком-то глубинном духовном уровне прикоснуться к великой тайне спасения Богом человека и возрадоваться от того, что Господь и Пресвятая Богородица находятся рядом с тобой.
И Божья Матерь, как и некогда Ее Божественный Сын, сказала апостолам и всему человечеству эти великие слова, явившись по Своем Успении, осиянная небесным светом и в окружении Ангелов: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
И вот в успенские дни, день самого праздника и во время Чина Погребения Пресвятой Богородицы это ощущается особо. И душа радуется, наслаждается богообщением и тем, что смерть побеждена. Она более не тяжкое наказание, но радость встречи с Возлюбленным Господом. Радость от того, что ты со всех сторон укутан и защищен Господом и Его Пречистой Матерью Госпожей и Владычицей нашей Девой Марией, Пресвятой Богородицей.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Протоиерей Андрей Чиженко
Опубликовано: Tue, 27/08/2024 - 11:19