Можно ли вкушать виноград и яблоки до Преображения Господня и что делать с освященными остатками этих продуктов?
19 августа – великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Хотелось бы ответить на два вопроса, которые наиболее часто задают люди накануне данного праздника и в сам праздник.
Эти вопросы не касаются догматической сути, истории Преображения Господня как реально произошедшего библейского события. Они касаются обрядовой стороны, а именно освящения винограда, яблок и других плодов нового урожая.
Первый вопрос: можно ли есть виноград и яблоки до Преображения Господня? Второй вопрос: куда девать отходы от них, ведь они освящены? Второй вопрос, кстати говоря, касается и мёда, освященного в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.
Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми, но по сути своей простыми не есть. Потому что, как показывает практика, очень часто именно вопросы обрядовой стороны являются наиболее конфликтными. К примеру, старообрядческий многовековой раскол, который во многом и до сих пор не уврачевался, вспыхнул, в сущности, не из-за глубинных догматических вещей, но из-за обрядовой стороны церковной жизни.
Итак, размышления над первым вопросом. С одной стороны, вопрос, казалось бы, мелкий, почему же и нельзя? И что это за грех? И что в этом плохого: съесть яблоко или виноград до Преображения Господня? С другой стороны, есть прямая норма устава, зафиксированная в Типиконе:
«Внимай: Яко аще кто от от братий снест гроздие прежде сицеваго праздника (Преображения Господня. – Прим. авт.), то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии. Гроздию же на трапезе по празднице сем, трижды в неделю подобает предлагатися братии: сиречь в понедельник, в среду, в пяток, да вкушают братия. Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет. Сия же глаголем кроме приносимых блюдущим смокви, и раздаемым: снедают бо сия».
Слово «Внимай» здесь почти как «Вонмем» на Литургии, т. е. будьте предельно внимательны. Также слово «Внимай» выделено красным шрифтом. Не зря ведь оно там стоит.
Конечно, можно сказать: «Так ведь это монашествующие. Вот они пусть и не едят. Это в первую очередь касается их». Но вспомним, что совокупный объем богослужений и правил церковных в преобладающей своей части сформировался именно в монастырях. Тогда что, и что-то другое, значит, можно отвергнуть или обойти?
Здесь хочу оговориться: я никого в данной статье не хочу осудить или унизить. Я никоим образом не хочу быть «отцом Ферапонтом» из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Мне самому хочется разобраться в этом.
Вспомним грехопадение первых людей в раю. Дерево познания добра и зла. Было ли оно худым или плохим, ядовитым? Конечно, нет? Бог не создает ничего худого или плохого никогда. Ясно, что оно было добрым. И плоды его были добрые. Почему же при вкушении его плодов совершилось грехопадение святых праотцев Адама и Евы? Господь дал первым людям единственную заповедь о невкушении плодов этого дерева потому, что Он хотел научить их послушанию Своей воли. И вот именно преступление Божественной воли свободной волей человека, отторжение ею Бога и повредило человеческую природу. Произошло грехопадение.
Возможно, здесь в норме Типикона не какая-то холодная несущественная закорючка, не некое фарисейское правило, не мертвая буква, а живая тренировка, живой навык – духовное упражнение: подчинить себя воле Божией. Потерпеть ради Господа Бога. Примерно так же, как мы терпим в Великий пост. Что-то подобное этому.
Тем более ты голодаешь ли? Вокруг тебе разнообразие продуктов. Мы едим сегодня так, как в Средневековье ели короли. Даже, наверное, лучше.
Теперь насчет второго вопроса. Конечно, можно остатки меда, яблок и винограда выбрасывать. Не будем делать из этого идола. Это не икона Христова и не святыня. Это лишь плод, на вкушение которого, как и на вкушение яиц, и мяса, и «загустевшего млека», т. е. сыра, мы получаем благословение Церкви, а значит, и Бога. Чтобы не вести себя как дикари или язычники, вгрызаясь по-звериному в кусок мяса, но чтобы вести себя как Божьи люди. И чтобы сам процесс вкушения, как и плоды, были освящены Божьей благодатью. И мы бы получили благословение на сам процесс вкушения этих плодов. Но сами плоды, безусловно, не являются святыми. Думать так, на мой взгляд, язычество. Потому с отходами расправляйтесь смело, как и с отходами прочих продуктов.
Конечно, в сущностном корневом смысле, в смысле духовном и психологическом дело со всей данной темой еще глубже. Это Божественная педагогика, которая началась еще тысячи лет назад во времена Ветхого Завета: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев» (Лев. 2:14). Т. е. первые самые красивые, самые сочные плоды принеси Господу Богу. Зачем? Чтобы ты помнил и благодарил Его, за то, что именно Он тебе их произрастил. Это Его дар тебе. Как и твоя жизнь, как и эта планета, как ночь и день, как Царство Небесное. Это всё Божий дар.
Поэтому и ты принеси плод свой: яблоки, виноград. И не только. А прежде любовь и благодарность Святой Троице Отцу и Сыну и Святому Духу за всё. В этом и состоит твое восхождение на Гору Фавор и твое личное преображение во Христе, когда всё – от Литургии до яблок – становится для тебя не гирями да кандалами на ногах, но крыльями, возносящими тебя ко Господу, преображающему блаженно лично тебя Своим Нетварным Фаворским светом.
Протоиерей Андрей Чиженко
Опубликовано: Sun, 18/08/2024 - 13:22