Как земное превращать в небесное

Остаться чистым в мире очень трудно. Невозможно зайти в реку или море и не намокнуть. Невозможно быть на кухне и не пропитаться запахом кухни. На всё, связанное с нашим телом, нашей одеждой, влияет окружающее. Окружение влияет и на нашу душу.

Приснопамятный отец Никон (Сморкало) говорил: «Научись молиться на Привозе! И сможешь везде молиться». А попробуй на Привозе молиться… Может, раньше и можно было, когда музыка там еще не играла. А теперь почти нереально. На душу неизбежно влияет внешняя среда. Есть, например, вещи, которые противопоказаны для духовной жизни.

Апостол Иоанн Богослов говорил: «Не любите мира, ни того, что в мире, потому что в мире – похоть очей, похоть плоти, гордость житейская» (1 Ин. 2:15).

Давайте вникнем в этот совет великого столпа веры.

Итак, «похоть очей». Тут всё очень просто, если к себе присмотреться. Попробуйте пройтись по торговому центру со светящимися витринами и ничего не захотеть.  «Полезные» и «необходимые» вещи буквально зазывают: «Купи меня». Глаза имеют огромную силу влияния на наш внутренний мир. Глаза принимают впечатления внешнего мира, и они все откладываются в памяти, на сердце влияют – и уже что-то да захочешь.

«Похоть плоти». Плоть имеет огромную власть, о которой мы даже не задумываемся. Почему у нас посты утверждены? Чтобы хоть немного «прикрутить» потребности плоти, её громкость, а то она кричит так, что ничего не слышно вокруг! Требует своего: поесть, поспать, отдохнуть. А еще выпить, может быть, и почревоугодничать. И если эту громкость всё время не скручивать, она заглушит всю жажду духа.

Наша плоть всё время ведет войну против духа – так говорит Священное Писание. Плоть желает противного духу, а дух желает противного плоти (см. Гал. 5:17). Постоянная война. Плоть имеет желание задавить дух. А у духа есть желание оттеснить плоть, потому что мы все-таки рая хотим! Апостол Павел писал: хочу доброго, но не делаю, а злое, которого не хочу – делаю (см. Рим. 7:19). Внутри человека происходит этот конфликт. Вот похоть плоти.

И, наконец, «гордость житейская»… С самого раннего детства мы, конечно, радуемся, если что-то у нас получится. Все успехи вызывают внутренний восторг. А если ты еще занимаешь какую-то высокую должность или где-то выделяешься профессионально, попробуй избежать гордыни. Почти невозможно. По пятам ходят все искушения. Там, где «высота», человеку уже пытаются что-то лишний раз приятное сказать, потому что от него, как они думают, зависит их жизнь. И там, хочешь не хочешь, гордость житейская будет. И богатые, и бедные гордятся. Гордыня везде находит свой трон, везде хочет царствовать, везде хочет утвердить свое мнение. «Я прав, ты не прав». Не надо быть президентом, чтобы быть гордым человеком.

Итак, мы видим, что на человека влияет окружающее. Поэтому Бог, желающий нам спасения, посредством Церкви создает нам условия: духовную жизнь как определенную среду, где могли бы мы пропитаться духовно. Тут всё есть как для тела, так и для духа. Даже одежда ведь после посещения храма пахнет ладаном!

В храме всё устроено так, чтобы весь человек со всеми чувствами пропитался духовно: слуху – песнопения, очам – святые образы, обонянию – кадило, вкусу – Причастие, рукам – крест. Влияние простирается на нашу личную домашнюю жизнь, эта жизнь называется устройством малой домашней церкви, где будет и иконостас свой, и лампада, и святая вода, и просфоры. Церковь как бы передает тебе окружение духовное домой к себе. И хорошо, когда дома обустроена духовная атмосфера, когда есть утренние и вечерние молитвы, ежедневное чтение Священного Писания и отцов.

Философ Василий Розанов говорил: «Какая Церковь любящая мать! Она и неграмотную старушку научила молиться: зажжет дома старушка лампаду, скажет: “Господи, помилуй!ˮ, и уже она в церкви, уже перед лицом Божиим, и уже молится».

Церковь дает нам возможность освятить дни, разделить неделю. Например, среда и пятница. Даже если мы совсем в суете, всё равно постимся в среду и пятницу. Даже если просто ограничиваем чрево, то уже боремся с похотью плоти.

Кроме этого, святые учат всю окружающую нас действительность превращать из земной в небесную.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда поднимаешь глаза к небу, вспомни о покаянии!». Хороший совет! Этим мы уже можем свое сердце к Господу возвращать. Само небо над нами – уже напоминание о том, что есть Сущий на Небесах. И земля напоминание. Когда мы делаем земной поклон, то касаемся земли, чтобы показать, что «земля мы, в землю и отойдем». И здесь о духовном. Если пребывать в смыслах духовных, то всё увидим духовно.

Когда после всенощной священник провожает прихожан в мир с храма, он особо молится Иисусу о всех присутствующих, чтобы они исполняли с помощью Его заповеди Божии: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй каждого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего» – чтобы мы ходили пред Лицом Твоим, чтобы Ты был всегда перед лицом нашим, чтобы мы увидели в Тебе Свет неприступный, Свет вечный и Божественный, который ведет в обители горние, в Небесное Отечество.

Конечно, для духовного всё окружающее станет духовным. С храма вернулся домой – и видишь, что ремонт надо делать. Тогда вспоминаешь фразу: «Эта земная хижина тлеет... Но мы же ищем Дом Небесный». Смотришь на политику, на проблемы в стране – и говоришь: имеем отечество земное, но мы взыскуем Отечества Небесного.

Благодаря смыслам, которые нам дает Церковь через Священное Писание, через обряды, через все остальные формы, мы можем всё время себя возвращать к Небесному. Надо научиться видеть через земное оттенок Небесного.

Красота земная – это всего лишь слабый отблеск красоты рая. Один из святителей говорил так: «Золото – это отблеск славы рая. Гармония пения – это отблеск Небесного славословия». Увидел цветочек? Ах, какая красота! Как же в раю хорошо!

Видим идиллическую картину – бабочки летают, всё цветет, а это лишь отблеск рая, который еще лишь предстоит нам увидеть.
Поэтому образы земного пусть будут тенью Небесного, чтобы напоминало нам все о Небе. Взяли ручку писать что-то, можно так подумать: «О, лукавый грехи мои пишет, а Ангел добрые дела отмечает».

Прозвенел будильник? «Придет когда-то и мой час…»

Ударил звон часовой? «Господи, спасибо, что дал мне час жизни. Благодарю Тебя! И благослови следующий...»

Святитель Феофан Затворник советовал: «Всё, что есть у тебя в жизни, всё, что тебя окружает – пропусти черед сито этих образов, которые напоминают о Небесном».

Например, мы ложимся спать вечером, а нам Церковь дает такую мысль: это не просто постель, не мягкая перина, а «се ми гроб предлежит», «се ми смерть предстоит», «суда Твоего, Господи, боюся».

Пришел счет от облэнерго за электроэнергию или за воду – мы же думаем: «Господи, а как я с Тобой рассчитываться буду? По счетам за всю жизнь свою…» Приходит платежка, там сумма приличная. А будто и не пользовался. Нет, просто невнимательным был. Удивляешься, как набежала такая сумма.  Так и жизнь. Пройдет, а как это набежало? Покажет лукавый там, раскроет хартию – и мокрого места не останется от нас. А как это набежало? Откуда эти грехи набежали? Невнимательны были!

Пообедал – вспомни: «А есть еще и голодные на этом свете…». Таким образом, всё вот так можно пропускать через призму такого мышления.

У святителя Тихона Задонского есть книга «Сокровища духовные, от мира собираемые». Как пчелка – берет только самое то, что ей надо.

И в книге он полностью разбирает – от раба до малой скрепки – как можно это интерпретировать для своей духовной пользы, чтобы самого себя наставлять.

Увидел бабочку – красота! Бог создал её. «Господи, и мою душу такой светлой, радужной соделай. У тебя есть власть, ты можешь делать красоту, сделай и меня таким красивым!» Тогда нам хорошо будет, когда мы горнего ищем.

Апостол Павел даже дает такую заповедь: «О горнем помышляйте, там, где Христос и Ангелы». А как о горнем помышлять, если мы его не видели? Так вот таким образом мы можем и о горнем помышлять. Видим кого-то красиво одетого на улице – «Какие красивые одежды Ты дашь душе, которая служит Тебе!».

Преподобный Ефрем Сирин шел однажды по улице и увидел роскошную женщину такой профессии, которую стыдно называть. И вот он смотрит на нее внимательно. А ученики смотрят на него: «Старче, что с тобой?!» Он им и говорит: «Вы представляете, как она старается, чтобы глазам нравиться! А мы не стараемся, чтобы Богу понравиться…». Вот чистая душа, она всё делает для того, чтобы польза душе была!

Христос приходил, за стол садился с мытарями, блудницами, грешниками. Фарисеи Его укоряли: «Что Ты ешь с пьяницами и грешниками? И Ты сам, значит, такой…». Почему Он это делал? Толкователи разъясняют: потому, что садился в их атмосфере и сиял, создавал Свою атмосферу им. Наставлял, вразумлял. Например, Закхей, который проворовался так, что на нем клейма уже негде ставить было, и людей замучил своими поборами, перевернул жизнь свою в присутствии Иисуса Христа в своем доме: «Господи! Я согрешил… Теперь покаюсь, раздам имение нищим. Кого обидел, воздам вчетверо!». И это человек, который так был привязан к деньгам, что для него ничего святого уже не было, кроме денег. Ни Отечества, ни ближних, ни дальних, никого. И вот Иисус перевернул жизнь этого человека!

Симон-фарисей, вы помните, осудил Иисуса Христа, когда они за столом сидели. Симон говорит: «Что это блудница пришла и ноги Ему моет? Она не должна прикасаться к Нему, потому что нечистая». А Христос его позвал и опять сказал ему духовное. Везде, где Христос был, Он приносил другой образ мыслей.

Подай, Господи, и нам другой образ мыслей, чтобы мы искали святого, Небесного там, где Христос, где апостолы, там, где благодать, где Ангелы и Архангелы, откуда свергнут сатана, там, где все святые, там, где Богородица, херувимы и серафимы, престол Бога, в Троице поклоняемого Отца, и Сына, и Святого Духа!

Протоиерей Андрей Гавриленко

Опубликовано: Mon, 10/07/2023 - 16:18

Статистика

Всего просмотров 1,314

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle