Новомученики: день за днем. Сщмч. Михаил Лисицын (11марта)

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё» (Мф. 24:9).

Смерть мученика – это исповедничество,  его высшая ступень. Никаким объяснениям оно не подвластно, так как сила страданий превышает все возможные физические и психические силы человека. Мученичество даруется Богом. Это венец, которым Господь награждает избранных Своих.

Только так можно объяснить как простой сельский священник мог стерпеть невыносимые мучения и не отречься от Христа.

Священномученик Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 года в семье священника Михаила Кондратьевича Лисицына. Семья жила бедно, у отца был небольшой приход в селе, дети воспитывались в скромности и в духе благочестия. Михаил окончил духовную семинарию, был рукоположен в сан диакона, затем – священника.

Когда началась Первая мировая война, отец Михаил активно помогал раненым воинам: приобретал и отправлял одежду, медикаменты, предметы гигиены.
Чужую беду он всегда воспринимал близко к сердцу, за что и пользовался любовью и огромным уважением. Жил священник с супругой и детьми в небольшой станице.
В феврале 1918 года большевики захватили эту станицу и начались кровавые расправы с неугодными – офицерами царской армии, казаками, священниками. Арестовать отца Михаила никто из местных большевиков не решался. Уж больно кротким и добрым был священник. Его предупредили об опасности, предложили бежать или спрятаться, но он мужественно отказался, оставшись дома, где и был арестован.

По свидетельству матушки Евдокии Лисицыной «В первую же ночь после ареста мужа в дом ворвалась толпа солдат и разграбила всё, что только можно было унести…»

Отец Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней – с пятницы до воскресенья… Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски.

Особая комиссия, расследуя зверства большевиков в 1919 году, дополнила  это описание «…с накинутой на шею петлею [он был долго водим] по станице, глумились и били [его] так, что под конец он сам, падая на колени, умолял мучителей скорее его прикончить. Убив его, красноармейцы запретили погребение, но жена убитого выкупила его тело для погребения за 600 рублей»

Матушка Евдокия приготовила измученное тело супруга к христианскому погребению, облачила его в белые священнические одежды. Отпевание было в храме святителя Николая, где долгое лет служил о. Михаил. Ему было 56 лет.

По воспоминаниям внучки, когда перезахоронили о. Михаила (через девять месяцев после убийства),  он сохранился, будто его вчера похоронили.

На заседании Священного Синода 2017 года имя священномученика Михаила Лисицына было включено в состав Собора новомучеников и исповедников.

Теги

Социальные комментарии Cackle