Так почему же Бог допускает несправедливость в мире?

Рассуждает протоиерей Владимир Пучков.

Когда-то давно я уже писал на тему того, почему Бог допускает человеческие страдания и жизненную несправедливость. Как и полагается, упоминал о благах, данных и непрестанно даваемых Творцом человеку. Говорил и об ответственности разумного и свободного существа за свои желания, решения и воплощение их в жизнь. То есть перечислял всё то очевидное, что и так понятно всякому верующему. Очевидное до такой степени, что убедить в этом мы можем лишь себя самих: поскольку аксиомы доказательств не требуют и убедительной аргументации для их доказательства никто не разрабатывает.

Вот и выходит, что мы легко верим в очевидное для нас и без труда убеждаемся тогда, когда готовы к тому, чтобы нас убедили. Те же, чья картина мира до сих пор не сформировалась во что-то единое и цельное, как задавали одни и те же вопросы, так и задают, как не слышали наших доводов, так и не слышат, как носились с затёртыми до дыр банальностями, так и носятся.

И дело здесь совсем не в том, что кто-то заблуждается относительно Бога и Его Промысла. Беда современного человека такова, что он либо пытается поставить Бога на строго определённое место в собственной картине мира, либо с этим местом ещё не определился. Но всегда, абсолютно всегда это место далеко не первое. На первом же месте у нашего человека непременно и всегда он сам.

И в этом, по сути, корень проблемы. Обычная человеческая склонность к эгоизму получает в современном мире почти что неограниченные возможности для роста, ведь мир нынче предельно эгоцентричен. Устами психологов, коучей, тренеров личностного роста, блогеров и лидеров общественного мнения мир вещает из каждого гаджета об одном и том же: люби, прежде всего, себя, ставь себя на первое место, береги ресурс, не растрачивай себя. Я, честно сказать, удивляюсь, как при нынешнем преклонении перед западной цивилизацией и при наличной моде на засорение речи англицизмами, мы до сих пор не начали писать слово «я» исключительно с большой буквы. А что? В английском языке так и есть. Да и в фокусе внимания современной цивилизации не кто иной, как человек, причём конкретно тот человек, которого я всякий раз вижу в зеркале.

Как следствие, современный человек очень остро ощущает собственную субъектность. Посмотрите, как много значит всесильный «я»: его голос решает исход выборов, его участие создаёт условия для нормальной жизни в его районе, ЖК или многоэтажке, на его налоги содержатся чиновники и полиция, купленный им кофе развивает малый бизнес... Да что там, на его плечах держится государство и даже Церковь без него не Церковь, хотя, в какую сторону открываются двери в ближайшем храме, он уже лет пятнадцать как забыл.

Вот это острое, я бы даже сказал болезненное, ощущение собственной субъектности и вынуждает человека задавать абсурдные вопросы, игнорируя при этом ответы, не вмещающиеся в узкие рамки кругозора отдельно взятого «я».

Помните, лет 10-12 назад какой-то западный борец за права всяких там меньшинств публично рассуждал о том, что если бы он предстал перед Богом, то спросил бы о том, что разве всякие там детские болезни и жуткие паразиты, живущие в человеке, это нормально? Помнится, прочитал я как-то этот поток сознания, глянул на фото автора, которым сопровождался текст, – нескладного мужичонки с лицом, не отягощённым глубоким интеллектом, и стало мне как-то удивительно и смешно одновременно: ты спросишь Бога? Вот так возьмёшь и прямо спросишь? Ты, человек сомнительной нравственности, из кожи вон лезущий, чтобы доказать собственную значимость (как видно, для тебя же самого совсем неочевидную), вот так запросто предъявишь претензии Творцу неба и земли? И ты заявляешь об этом так серьёзно, будто бы Бог просто обязан будет выслушать, объясниться и, возможно, даже извиниться? Как же ты значим в собственных глазах, человек-субъект. И как одновременно жалок в своей самонадеянности...

А ведь это не сколь смешно, столь же и печально. Наш мир, наше общество в большинстве состоит именно из тех, кто свято уверовал в собственную субъектность и, похоже, не сомневается в ней даже перед Богом. Почему-то именно оно, ощущение субъектности, в том числе и перед Создателем, воспринимается человеком как подлинная свобода. Будто бы Бог дал человеку возможность и право говорить с Собой на равных.

Тем, у кого на этом месте брови невольно поползли вверх, рекомендую открыть Книгу Исход и прочитать о явлении Бога Моисею при горе Хориве. Бог открывает Себя, называя имя Сущий, что в действительности прозвучало как «Я есть». Характеризуя Себя, Бог указал на самое главное, как бы говоря будущему вождю еврейского народа: Я – Тот, Кто есть, Тот, Кто не просто имеет бытие, а Тот, Кто обладает им. Я – Тот, Кто даёт бытие всякой твари, Тот, Кем существует мир и живёт человек. Давайте поразмышляем. Как известно, Бог смерти не сотворил, она явилась следствием человеческого греха. Однако же и в раю человек должен был питаться плодами дерева жизни для того, чтобы жить. То есть, не будучи сотворён смертным, он и бессмертным по естеству не являлся, как не является и сейчас. Однажды дав человеку жизнь, Бог непрестанно даёт ему жизненные силы. Человек не способен существовать автономно от Бога и зависит от Него каждое мгновение собственной жизни. Образ Божий, составляющими которого являются и разум, и свободная воля, и бессмертие души, есть лишь отблеск Бога в Его творении. Так чем же гордиться человеку? На чём основывать субъектность перед лицом Того, в Чьей руке его дыхание?

Впрочем, подлинная субъектность для человека возможна. Основывается она на желании Самого Бога видеть человека не просто объектом Своей любви, но и возлюбленным созданием и даже сотворцом мира. Однако такая субъектность не утверждается человеком, а даруется Богом. Для чего человеку необходимо совершенно обратное тому, что так старательно он культивирует в себе под влиянием мира. Необходимо видеть в благах, окружающих нас повсюду, не само собой разумеющиеся вещи, а Божий дар. Необходимо не роптать на то, что чего-то не хватает, а радоваться тому, что дано. Необходимо не сознание собственной значимости в себе культивировать, а развивать покорность Богу. Необходимо вместо самоутверждения сделать основой жизни благодарение. И тогда, в благодарении и покорности Богу, человек обретёт подлинную субъектность чада Божия, имеющего милость видеть во Владыке неба и земли Милостивого и любящего Отца.

Так что не стоит спешить отвечать на вопрос о Боге, страданиях и справедливости заученными прописными истинами. Иногда не грех ответить на вопрос вопросом, и этот случай как раз из таких. Поэтому предлагаю всем, кому не дают покоя мысли о том, почему Бог допускает страдания невинных, житейскую несправедливость и глобальные катастрофы, для начала спросить самих себя: кто мы, чтобы задавать Богу вопросы? Обязан ли нам хоть чем-то Тот, Кто уже и так одарил нас сверх всякой необходимости? Есть ли какое-либо другое существо, приносящее в мир зло, страдания и несправедливость в большем количестве, чем человек? И кто же на самом деле во всём виноват?
 

Теги

Социальные комментарии Cackle