Что значат жесты на иконах? Благословение

Наиболее распространенным жестом изображенных лиц на иконе считается «благословение». Но правильно ли мы понимаем этот жест?

Давайте посмотрим на большинство древних икон Христа. С каким жестом правой руки чаще всего его изображали древние иконописцы? Как правило указательный, средний и большой палец подняты, мизинец и безымянный, напротив — согнуты. Или вариант, где большой и безымянный палец соединены, а остальные подняты. Если спросить большинство людей, что значит этот жест, скорее всего ответ будет: «благословение».

И в самом деле, примерно с XVI века его воспринимали именно так (что в свое время было одним из аргументов в старообрядческом споре: мол, Христос, благословляет именно двумя перстами). Потому, уже с XVII века Спасителя стали писать с перстосложением, каким священники обычно благословляют народ (так называемое «именословное», когда каждый палец изображает букву, составляющую монограмму имени Иисуса Христа — IC ХС».

Но если мы посмотрим на более древние христианские и не только христианские изображения позднеантичной эпохи, то увидим, что подобный жест употребляется в случаях, когда его трудно было бы назвать «благословением».

На мозаике византийских мастеров в сицилийском Монреале XII века, которая изображает искушение Христа в пустыне, мы видим, Христа, который обратил «благословляющий» жест в сторону сатаны — не правда ли, странно?

Или на шесть столетий раньше в сирийской рукописи Евангелия VI  века, известной как «кодекс Рабулы» на одной из миниатюр изображён суд у Пилата. Иудеи протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.

Или вот, уже совершенно не христианский сюжет той же примерно эпохи: иллюстрированная рукопись гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы встречаем точно такие же жесты.

Как же это понимать?

Здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности, не возникли на пустом месте. Они являются творческой переработкой предшествующих культур, особенно эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест был заимствован из античной ораторской традиции.

У греческих и римских ораторов, был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи. Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору», где упоминается и самый распространенный жест, о котором мы сейчас говорим:

«Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний»

Мозаика из Софии Константинопольской. XIII век 

Есть и его вариант, который мы тоже встречаем на иконах:

«Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а так же для повествования, порицания или обвинения»

Мозаика из Софии Константинопольской. XI век

Т.е., изначально на иконах этот жест означал, что персонаж говорит. Об этом свидетельствует уже христианский автор — византийский историк VI века Павел Силенциарий, описывая Софию Константинопольскую, он упоминает алтарную завесу, где был образ Спасителя, который изображен «протягивающим персты правой руки, как вещающий присноживой глагол».

Таким образом на древних иконах «благословляющий» жест Спасителя следует понимать, как проповедь Евангелия, а, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Дмитрий Марченко

 

Социальные комментарии Cackle