Почему иногда человек из православия пытается создать свою религию

Как не впасть в прелесть.

В прошлой статье мы коснулись религиозной индифферентности-равнодушия. В этой, думается, нужно поговорить о другой крайности, довольно распространенной среди воцерковленных людей. Я бы назвал ее, вслед за святыми отцами, «мнением», или «прелестью». Основа этого заблуждения – попытка создать на основе православия некую собственную религию, в центре которой мнение человека.

Как это получается? Очень часто человек, впавший в прелесть, приходит к Богу очень искренне через личную боль и глубокое покаяние. И он действительно хочет соединения с Господом, желает идти к нему. Это очень важный искренний личностный момент человека. В нем живет жажда подвигов. Жажда стать святым. Жажда угодить Богу.

Но он спотыкается о самый первый камень на пути к Господу – о самого себя. Человек своим мирским умом пытается освоить духовные вершины, не понимая того простого факта, что сначала нужно, по евангельскому слову, отвергнуться самого себя. Такой человек своими силами, своими эмоциями и своей душою пытается постичь Бога. Но тут-то и кроется подвох. Со времен грехопадения человеческая природа каждого человека искажена грехом. И, прежде всего, грехом гордыни. Всё в человеке отравлено ею. И тот же ум, и те же чувства, и та же душа. Поэтому святые отцы и говорят, что на духовном пути нельзя доверять себе ни в коем случае. Нужно иметь опытного наставника, духовника или священника, которому ты доверяешь и который бы помог тебе добрым советом. И необходимо также читать труды святых отцов.

Конечно, почти идеальная среда для духовного развития человека – это монастырь. Или небольшой приход, где человек для священника виден как на ладони. Он регулярно исповедуется у священника, и тот знает его духовные заболевания и страсти и может ему помочь. Или, к примеру, для юношей воспитание в семинарии или академии под руководством наставников.

Почему, скажем, монашество, начавшееся с отшельничества, сегодня имеет в большинстве своем традицию общежительных монастырей? Потому, что подвиг отшельничества не каждому по силам. Не каждый сам может справиться со своей гордыней и выйти на бой с диаволом в одиночестве – без людей. Да, преподобные Антоний и Макарий Египетские – прославленные отшельники, а сколько таких, которые покончили с собой, сошли с ума и т. д.?! О них также повествует духовная литература.

В монашестве общежительное устроение становится более преобладающим потому, что человек находится под присмотром и может в любое время получить совет. Отсюда традиция иметь старца или духовника, который, пройдя путь борьбы с гордыней, может научить этому пути новоначального христианина. И здесь происходит удивительная вещь – отвержение своей, отравленной гордыней, воли и предание себя в полное послушание старцу (игумену). Отсюда и один из трех монашеских обетов – послушание братии монастыря.

Но часто для христианина, живущего в мире (у себя в квартире многоквартирного дома, например), это невозможно. Человек предоставлен самому себе. Но хочет духовных подвигов и приближения к Богу. И он подходит к вопросу со всею пылкостью ветхого разума и разгоряченных эмоций. Всё это во многом замешано на гордыни. Гордыня порождает фантазирование, мечтательность. И тут к человеку приступает диавол и постепенно, как опытный удильщик-рыбак, старается увести его от Христа, при этом, вполне возможно, оставив форму христианства, почти полностью подменив спасительное содержание.

Такой человек может часто исповедоваться. Однако довольно часто исповеди его поверхностны, мелочны: нарушил пост, не прочитал молитвенное правило вечером или утром и пр. Прелесть не дает ему возможности трезвомысленно заглянуть в себя и увидеть собственные центральные грехи. Это способна дать только благодать Святого Духа. Такой человек может очень сильно в храме напоказ плакать, к примеру, но тут же метнуть «злобную» молнию из глаз в сторону неугодного ему. Такой человек очень любит давать советы и знает, как в храме всем (в том числе и священнику) себя вести, но если батюшка дает ему послушание, то такой человек не исполняет его. Гордыня не дает ему его исполнить. Потому что послушание – это отсечение своей воли, а он стремится к обратному – к навязыванию своей воли и своего видения мира.

Всё это происходит от того, что такой человек в своем духовном развитии доверился только себе, своим чувствам, которые отравлены гордыней. И к нему приступил сатана. Нечистый дух с помощью разжигания его фантазии начинает руководить таким человеком, играя на его гордыне. А гордыня не стремится к истине, но ко лжи. Ведь, по учению святых отцов, прелесть и есть ложь. Это слова синонимы. И такой человек создает с помощью бесов для себя «квазиправославие», «псевдоправославие» – некую ложную религию, в которой он себя мнит едва ли не Моисеем или Давидом. Хотя сам может в этом никогда и никому не признаться. Но по той непримиримости, агрессивности и враждебности, выплеснутых на человека, который не согласен с его мнением или не вписывается в его систему, об этом можно сказать определенно. Сердце его настроено именно на эту волну. А святой праведный Иоанн Кронштадтский когда-то сказал: ум – это сеть, сердце – это рыбак. И сердце человека, находящегося в прелести, настроено именно на эту волну. Это, конечно, гибельный путь.

Какие признаки подобного заболевания?

1. Недоверие к законной священнической иерархии. Для такого человека тот батюшка слишком толстый, а тот пьет, а тот слишком образованный, а тот слишком необразованный, а тот чересчур богатый, а тот чересчур бедный. А у того две шестерки в номере телефона или в номере автомобиля. Такой человек очень часто считает, что «священники, мол, уже не те, слабые», что «масоны заправляют всем и пр.».

2. Поиск тайного знания. Такого человека не удовлетворяет чтение святых отцов. Они для него слишком сухи, черствы. Неинтересны. Негде разгуляться фантазии. Негде подпитаться прелести. Наоборот, боговдохновенное творчество святых отцов отсекает фантазию и пробуждает трезвомыслие. А им этого не хочется. И подобные люди, конечно, читали труды святых отцов, и даже, быть может, много, но проскочили мимо них. И ушли в псевдоправославную беллетристику о чудесах, апокалиптических предсказаниях и пр., которая призвана будоражить фантазию, подогревать и приумножать прелесть, сбивая человека с истинного пути духовного развития собственной души.

Однажды некий человек меня спросил: «Батюшка, а какие молитвы можно читать для того-то и того-то?». Я ему ответил: «Читайте Псалтирь, канон Пресвятой Богородице, который Вы читаете перед Причастием Тела и Крови Христовых». Но вижу: не удовлетворился человек. Недостаточно ему молитв святых отцов из молитвослова. Хочет чего-нибудь эдакого. Тайного, вычурного. Потом этот человек мне говорит, что, мол, дозвонился до какого-то старца и он сказал ему читать Иисусову молитву, только необычную, а плюс два-три слова прибавки в молитву. Я очень удивился: кто-то дерзнул поправить Иисусову молитву?

Это, конечно, страшно. Господь сказал: «Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте…» (Мф. 24:26). Всё уже проповедано на кровлях. Евангелие сияет всему миру. Литургия совершается соборно, всем миром. Всё уже есть для спасения.

И если этого вам мало, то что вы ищете в Церкви, кроме спасения? И нужно ли вам что-то еще, кроме спасения?

3. Чрезмерная обрядовость. Предпочтение духа букве. Зацикленность на внешней стороне православного богослужения. И часто внешняя форма ставится выше содержания. Например, заповедей Божиих. Поэтому наряду с красивым платочком, длинной юбкой, отсутствием макияжа и «постным» выражением лица уживается злоба и ненависть к окружающим, особенно к несогласным с мнением такого человека или не вписывающимся в систему его мировоззрения. Всё это уводит от Бога.

Такому человеку нужно вернуться к отправной точке своего духовного развития и начать с главного. Не доверяй себе. Начни жить по совету священнослужителей. Читай проверенную духовную литературу, труды святых отцов – сокровище Церкви. И все недоуменные вопросы старайся выяснять у священников. Если у тебя есть духовный отец, то это прекрасно.

Священник – это человек, во-первых, имеющий дар Святого Духа на учительство и пастырство. Во-вторых, отстраненный от тебя человек, который даст тебе совет со стороны. В-третьих, часто опытный и в духовном отношении, и в психологическом смысле человек, который уже сталкивался с подобными проблемами у других людей. Поверьте мне, процентов на восемьдесят у каждого из нас очень похожие проблемы да трудности.

И еще одно – читайте Евангелие. Желательно с толкованиями святых отцов. Помимо прочего, Святое Евангелие – собрание заповедей, которые нам дал Сам Господь. И поверяй свои мысли, чувства, слова, поступки, эмоции заповедями Божиими: соответствуют им – принимайте, не соответствуют – отвергайте.

Духовная жизнь – это труд. Труд очень тяжкий, но спасительный. И нужно в нем пройти царским путем золотой середины, где, препоручив своего внутреннего человека Богу, Церкви, священству, мы, словно золото расплавленное, выльемся в форму, годную для Царствия Небесного.

Протоиерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle