Какая молитва приятнее Богу? Ответ Исаака Сирина

Православный портал «Иисус»

Подвижник настаивает на том, что настоящая молитва не должна быть продиктована какими бы то ни было эгоистическими соображениями.

Этот вопрос для преподобного Исаака один из ключевых. Подвижник настаивает на том, что настоящая молитва не должна быть продиктована какими бы то ни было эгоистическими соображениями. В первомa томе творений преподобного Исаака содержится такое сравнение: тот, кто просит у Бога чего-то земного, похож на человека, который удостоился аудиенции у царя и попросил на этой аудиенции немного навоза, чтобы удобрить свой огород.

В главах 11–13 Третьей сотницы преподобный Исаак называет такие признаки истинной молитвы:

— она рождается из горячего желания человека угодить Богу;

— слова в истинной молитве – не результат заучивания: они приходят сами собой от избытка сердца. В качестве одной из важнейших причин этого состояния преподобный Исаак называет изумление Священным Писанием;

— при этом, слова, рождающиеся от полноты сердца, сами тоже вдохновляют человека, делая его любовь к Богу еще сильнее;

— чистая молитва – дар Божий;

— ей сопутствуют обильные слезы умиления.

Перевод выполнен М. Г. Калининым с сирийского оригинала по рукописи Bodleian Syr. e. 7 (листы 60r–61r).

***

Глава 11. Подобающая молитва – та, которая сообразуется с одной лишь волей Божией, – есть та, что рождается в нас от попечения о божественных законах. И, по причине заботы об их исполнении, любовь к божественным законам понуждает нас приносить горячие прошения о них. 

Забота мысли об исполнении заповедей есть чистая молитва, и болезнование сердца о пренебрежении ими засчитывается за чистую молитву.

Печаль по Богу есть молитва; или, скорее, [эта печаль] рождает в разуме великие слова и драгоценные движения молитвы. И тот, кто пламенеет в сих помышлениях и чье сердце горит, у того, даже когда он не находится в соответствующем положении [тела], ум поистине молится. И все движения его суть чудные молитвы, умилостивляющие Бога, а сие болезнование сердца своего он совершает вместо распятия.

Глава 12. Мудрые слова, возникающие в молитве, влекут все части души к Богу в сладости ее любви[10] по причине изумительного величия заповедей [Божиих]. [Эти слова] побуждают душу к тому, чтобы ясно взирать на Бога и созерцать Его.

Глава 13. Говоря о молитве, исполняемой мудро, я имею в виду не ту, что [бывает] от мудрости века сего или от обучения словами. Последнее исполнено низости и постыжает душу пред Богом в молитве по причине тщеславия, которое оно вызывает в ней, так что [заученные слова] удаляют помощь от души.

Но говорю я о мудрых словах в молитве, которые возникают от мудрости Божией и просвещения души. Их направляют горячие движения в сердце по причине любви к истинной Жизни. [Эта любовь] предваряет молитву и воспламеняет сердце, так что оно изводит слова, [бывающие] не по воле [человека]: их понуждает возникнуть сама память [о Боге]; вслед за ними столь часто бывают слезы от жара сердца и помощи от Бога. Сия есть чистая молитва, о которой говорят.

Социальные комментарии Cackle