«400 ударов»: фильм о семейных отношениях, положивший начало новой эпохе кино

Сайт Горловской и Славянской епархии

Некоторые родители убеждены, что забота о ребёнке заключается в том, чтобы он был сыт, одет, обут и ходил в школу...

В 1959 году Каннский кинофестиваль открывал фильм Франсуа Трюффо «400 ударов». Это был дебют двадцатисемилетнего режиссёра, который в итоге получил главный приз и совершил переворот в кинематографе, положив начало «французской новой волне» — направлению, изменившему киноязык тех лет. Любопытно, что на момент создания фильма Трюффо не был режиссёром — он работал кинокритиком в журнале «Cahiers du Cinéma». Вместе со своими молодыми коллегами он горячо критиковал популярных режиссёров, которые снимали довольно скучное и наигранное кино, и выступал за кино авторское, а не конвейерное.

Трюффо, его друг Жан-Люк Годар и несколько других критиков решили взять инициативу в свои руки и воплотить исповедуемые идеи в собственном кино — новом, смелом, поднимающем актуальные проблемы и использующем новые художественные средства. Так критики стали режиссёрами — и родилась «новая волна».

«400 ударов» (Les Quatre cents coups) — Франция, 1959 год. Режиссёр Франсуа Трюффо

Фильм рассказывает о парижском школьнике Антуане Дуанеле — трудном ребёнке, который не хочет учиться, прогуливает уроки, безобразничает и делает всё, чтобы обратить на себя внимание. Он живёт с матерью и отчимом, чьё отношение к мальчику проявляется очень специфически: они его кормят, одевают, заботятся, но на самом деле им нет никакого дела до него. Зритель также видит школьную систему, в которой учатся дети, и она тоже своеобразная: наказания за каждую провинность, жёсткие требования, крик — правда, всё это не мешает ученикам прогуливать уроки и озорничать.

Главный акцент — именно на семье. Родители постоянно попрекают ребёнка тем, что обеспечивают его, дают крышу над головой — и не более того. Они не спрашивают, как и чем он живёт, что его волнует. Сын ведёт себя соответственно: живёт своей жизнью, не говорит правды и в итоге уходит из дома. У родителей после этого меняется отношение к нему, но ненадолго, и всё возвращается на круги своя. В сущности, им просто совершенно не интересен их ребёнок и его чувства. Неинтересны дети и школьным учителям. Лишь однажды Антуану удаётся вызвать сочувствие к себе — когда он врёт, что его мать умерла, но когда обман открывается, никто не задумывается о том, что подвигло мальчика на такую страшную ложь, его просто ждёт суровое наказание. Он знает: за любую провинность, даже совершённую нечаянно и из благих намерений, его накажут, никто не будет слушать его оправданий. Даже если начнёт кричать — не услышат. Так ради чего пытаться?

У Антуана есть друг Рене, с которым они сбегают с уроков, бродят по Парижу, плюют из трубочек в прохожих. Однако Рене — не просто товарищ по играм и беспорядкам, он — настоящий друг. Он даёт Антуану приют у себя в доме, когда тот уходит от родителей, поддерживает и помогает чем может. По сути, он его единственный близкий человек.

Мы живём не в 1959 году, но проблемы, поднятые в этом фильме, по-прежнему очень актуальны. Я регулярно замечаю такое же отношение к детям, какое показано в «400 ударах». Некоторые родители до сих пор убеждены, что забота о ребёнке заключается в том, чтобы он был сыт, одет, обут и ходил в школу. Им не важно, чем он живёт и что у него на сердце. Безусловно, это очень печально. Как и родители Антуана, многие родители не знают иных средств воздействия на ребёнка, кроме наказаний. Они заняты своими проблемами и не хотят обременять себя детскими.

Возможно, современному зрителю будет сложно смотреть «400 ударов», потому что он не динамичный, там много длинных кадров, подвижная камера. С начальных титров понятно, что картина будет серьёзная и неразвлекательная — хотя улыбаться она тоже заставит. Не буду рассказывать финал, скажу лишь, что самое интересное зрителей ждёт в конце. Думаю, этот фильм будет интересен и полезен всем родителям — и не важно, какого возраста у них дети.

Священник Димитрий Паламарчук

Социальные комментарии Cackle