Как встретить Новый год? Совет от святого богатыря Илии Муромца

Наша Церковь живет по Юлианскому календарю, а светский мир – по Григорианскому. Вот и получается, что Новый год постоянно припадает на пост.

Для нашего народа этот праздник имеет большое значение, а потому православные христиане постоянно сталкиваются с коллизией – праздновать или не праздновать? Если праздновать, то как?

Ответить на этот вопрос нам поможет образ прп. Илии Муромца, день памяти которого приходится аккурат на 1 января. О былинном богатыре слышали все, чуть меньшее число людей, но все же немало, знают, что он канонизирован, а его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Однако же при этом в день его почитания большинство народа не то что ему не молится, но и от всякого богатырского вида довольно активно избавляется, превращаясь в хворенькое и слабенькое существо, представляющее угрозу разве что собственному здоровью.

Для православных христиан, многие из которых не были воспитаны в вере, Новый год является искушением. Но, прежде чем перейти к образу прп. Илии, стоит напомнить, откуда взялось это «широконогое» празднование Нового года. В глубины веков «нырять» мы не будем, так как долго придется оттуда «выплывать», а перенесемся на самый конец XVII столетия, когда указом императора Петра I № 1736 (от 20 декабря 1699 года) Новый год велено праздновать 1 января. Но Российская империя жила тогда по Юлианскому календарю, а большинство европейских стран уже перешли на Григорианский стиль, потому разница в датах на тот момент составляла 10, а к началу ХХ века – уже 13 дней. Такой порядок не создавал никаких нравственных коллизий, так как пост уже закончился, а отмечание Нового года припадало как раз на Святки. Однако после революции 1917 года большевики активно создавали свою «религию», им, соответственно, нужна была и своя мифология, и 1919 год уже советский народ встречал, как и сегодня, по Григорианскому календарю. Это был не просто переход на новое летоисчисление, а именно перенесение акцентов с Рождества Христова на секулярный, светский праздник. Плоды этих трансформаций мы имеем возможность наблюдать и сегодня. В уме большинства наших сограждан Рождество стало периферией, своеобразным попразднством Нового года. Я не говорю, что Новый год нужно вообще игнорировать, но если мы для себя четко уясним, какое отношение конкретно ко мне, для моей жизни имеет то или иное торжество, то наше сердце само правильно расставит акценты. От такого самовоспитания зависят многие аспекты нашей жизни: духовные, телесные, социальные, профессиональные и пр.

В образе прп. Илии Муромца мы как раз и находим необходимые примеры самовоспитания. Его житие говорит нам о том, что до 30 лет богатырь не мог ходить. Эти сведения в 1988 году были подтверждены Межведомственной комиссией Минздрава УССР, экспертное заключение которой указало на перенесение Илией в юношеском возрасте паралича нижних конечностей. Исцеление наступило, когда нашедшие в их доме приют странники попросили принести воды. Илья, искренне желая выполнить волю гостей, решительно встал и оказался здоров. Здесь он прислушался к доводам не разума, но сердца и не прогадал. В этом небольшом эпизоде четко видна разница между человеком верующим и неверующим. Неверующего человека диавол легко убедит в необходимых ему идеях именно через указание на естественные законы, мол, ты не сможешь, это невозможно, потому что противоестественно. А вот с Илией это «фокус» не прокатил, он решился и встал, полностью попирая доводы рассудка, но при этом безумцем его никак не назовешь. Сочетание внутренней собранности с горячностью есть плод длительного самовоспитания. Все дальнейшие ратные победы преподобного богатыря стали возможны благодаря предшествовавшим им победам внутренним. На этот счет у прп. Никодима Святогорца есть замечательные слова: «Победа и умерщвление своих недобрых склонностей и похотений, как бы ни были они незначительны, достойны большей похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разгром сильных и хорошо вооруженных полчищ, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых».

Родители будущего святого также явили пример самовоспитания, видимо, многое в Илию заложили именно они. Когда тот решает идти в Киев, то, несмотря на свою старость и необходимость ухода, отец и мать всё же благословляют сына на подвиги. Здесь они сумели отодвинуть в сторону аргументы разума, простую житейскую нужду, боязнь будущего и прислушаться к доводам сердца. Учитывая кроткий нрав Илии, не будь родительского благословения, он бы не решился их ослушаться. И тогда была бы просто благочестивая семья, но не было бы всемирно известного богатыря, не было бы и преподобного, к мощам которого мы припадаем, всякий раз посещая Киево-Печерскую Лавру. Стоит сказать, что, называя Илью Муромца всемирно известным богатырем, я не преувеличил, так как под именем Илиас он появляется в немецкой поэме XIII века «Ортнит» и норвежской «Саге о Тидреке Бернском».

Упомянутый прп. Никодим говорит, что самовоспитание вплотную связано с безжалостностью к себе. Переводя эту мысль на наше празднование Нового года, нужно не забывать о самоограничении. Бог никого ни к чему не принуждает, и если мы сами себя не обуздаем или хотя бы не станем стремиться к этому, то обязательно сорвемся. Пока мы сами себе будем говорить: «Я могу это позволить… Ничего в этом такого нету…» – мы обязательно будет проигрывать. Новый год не послабление перед оставшимся отрезком поста, нет ни единой причины для «передышки», это же не Вход Господень в Иерусалим перед напряженной Страстной седмицей и Пасхальным торжеством. Безжалостность к себе должна быть хоть какая-то, иначе все усилия, как минимум, окажутся половинчатыми.

Скользкие случайности, как говорит прп. Феодор Студит, окружают нас с завидной регулярностью. Оттого требуется и постоянное внутреннее напряжение. Вспомните, каково ходить во время гололеда – ноги гудят как трансформаторы, судороги сводят мышцы, но расслабиться мы себе не позволяем, так как четко понимаем, что с расслаблением обязательно пометим свое тело приличными синяками, а то и какую-нибудь посерьезнее травму получим. Не хочется… Но вот душу укрыть «синяками» – пожалуйста.

Я не отношу себя к противникам празднования Нового года, хотя, исходя из этого текста, впечатление может сложиться противоположное. Новый год я любил с самого детства, он у меня ассоциировался с каким-то волшебством и таковым останется в моей памяти навсегда. Данная статья – укор самому себе, если хотите, набросок идеала, к которому я и сам не дотягиваюсь и к которому меня подтолкну образ прп. Илии Муромца. Я прекрасно понимаю, что у нас есть дети, родные и друзья, с которыми мы и проведем новогоднюю ночь, а потому пусть они празднуют, дело же не в них – дело в каждом из нас. Вопросы самодисциплины и самовоспитания – внутренние установки, часто незаметные невооруженному глазу других людей. Внешне может ничего и не измениться, так как важно наше личное отношение к тем или иным событиям. Это тот стержень, который меняет и нас самих, и незаметно влияет на наших ближних, а когда необходимо, то может и «выстрелить», как это было с исцелением прп. Илии.

Напоследок хотелось бы привести слова прп. Симеона Нового Богослова: «При встрече разных случайностей пусть каждый наблюдает, что происходит в душе его, и так определяет, какова она. Например, наблюдая, что творится в душе, когда его бранят или бесчестят, или оказывают ему презрение, он верно познает, есть ли в нем смирение». К сказанному хочется добавить, что и в Новый год нам следует понаблюдать, что происходит в нашей душе, и определить, «какова она». Провести этот эксперимент нетрудно, тем более что и повод есть – праздник ведь совсем близко!

Протоиерей Владимир Долгих

Опубликовано: Thu, 31/12/2020 - 15:59

Статистика

Всего просмотров 3,270

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle