Закваска фарисейская: инструкция по применению

Скажу сразу: от нее нужно избавляться.

Проблема в том, что уберечься от закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:5) трудно. Блаженный Феофилакт Болгарский называет фарисейской закваской смесь слова и испорченной жизни. Искажение христианского учения и лицемерный образ жизни, лукавство и страшная гордость, помноженная на высокое самомнение, забота о соблюдении совсем ненужных «старческих преданий» и в то же время – развращенность сердца красочно могут дать представление о сути той самой закваски.

Как же должны забродить мысль и дух человека, чтобы на выходе превратиться в описанную выше субстанцию? Да, можно все списать на слабую человеческую природу, а можно и на губительную привычку приспосабливаться. Крест или хлеб – это когда выбор стоит между уютом для тела и нервной системы и верности убеждениям, жить с которыми в нашем мире далеко не всегда оказывается уютно. Простые правила христианской жизни, такие как пост и молитва, яркое утверждение о «неуютности» нашей религии подтверждают.

Бог дал человеку творческое начало, а значит, люди способны менять среду под себя. Да, именно так, потому что приспособленец создает для себя все условия, чтобы влиться в новую для него реальность с наименьшими потерями. Мышление приспособленца в Церкви обретает знакомые по евангельским описаниям формы: он адаптирует слова Писания под собственное удобство. Естественно, человеку с таким образом мысли легче интерпретировать Священное Писание в выгодном для себя ключе. Конечно же, для этого иногда приходится серьезно извернуться и пораскинуть мозгами, ведь некоторые слова Спасителя настолько конкретны, что обход их в поисках личного толкования похож на прогулку по минному полю. Но неофарисеи находят способ с этим справиться. Чаще они делают личную выборку фраз Священного Писания на все случаи жизни, остальную часть Книги игнорируя для построения своего «религиозного» мировоззрения.

Христианство чуждо лукавства. Да – это да, нет – это нет. Прямота и честность, простота и мудрость, легкость сердца и мирное состояние чужды неофарисею. Он уже слишком привык жить в обществе спектакля, поэтому церковное пространство им рассматривается как еще одна сцена с новыми декорациями. Себя здесь нужно показать с лучшей стороны, в соответствии с правилами хорошего тона. Святость считается критерием уважения? Хорошо, поиграю в святого. Но жить буду как раньше. По-старым, языческим (на самом деле!) законам, к которым так привык. Где я, а где  Евангелие…

Жить по духу очень трудно. Все время отвлекаешься от работы над садом души, да уж, честно сказать, не особо-то эта работа и спорится. С грехами сколько ни борись – они как лернейская гидра, на месте вроде бы побежденного рождается несколько новых. Не получается быть святым, а только хочется закричать то ли от отчаяния, то ли от чувства глубокого сокрушения: Боже, милостив буди мне, грешному! А что еще остается, если без Бога не можем ничего путевого делать? Если есть чем и гордиться, так это количеством собственных грехов, которые тяжким камнем давят на сердце. Сколько ни пытаешься подражать Христу – все время выходит жалкая пародия. В общем, все с грехом пополам…

Быть честным с Богом и с самим собой (а это уже начало покаяния), адекватная самооценка духовного состояния и доброе отношение к ближним, изучение Писания и Предания без фильтров и попыток адаптации под себя – вот рецепт того, как уберечься от фарисейской закваски. Посмотрите на Христа Распятого. Вспомните боль и страдание Спасителя, Искупившего род человеческий. В Его подвиге, во всей Его жизни нет места злу, лицемерию, притворству, гордыне и самомнению. Только чистота и святость, добро и любовь, искренность и смирение. Нам трудно хоть на йоту подражать Спасителю. Но мы можем попытаться. Пусть это и неудобно, но именно стремление к уподоблению Богу делает нас людьми. А религиозное притворство и приспособленчество уродуют образ Божий в нас. Берегитесь закваски фарисейской!

Владимир Басенков

Теги

Опубликовано: Mon, 27/07/2020 - 23:11

Статистика

Всего просмотров 1,864

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle