Как сохранить пасхальную радость в условиях карантина?

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Сохранить пасхальную радость надолго всегда нелегко. Мы живём в мире, полном суеты, суета вокруг нас, суета в окружающих нас людях, в их поведении и поступках, суета буквально в воздухе. До тех пор, покуда мы, живущие в суете, не позволяем суете жить в нас, пасхальная радость пребывает с нами. Но стоит только впустить в себя суету, как от светлой радости Воскресения Христова остаются одни воспоминания. Радость Пасхи и суета несовместимы.

Однако в этом году суеты вокруг нас гораздо меньше, чем обычно. Режим карантина, в котором наша страна живёт уже без малого месяц, поводов для суеты поубавил. Впрочем, от этого не легче. Проблемы, рождённые пандемией и связанными с нею ограничениями, существенно снизили градус суеты, но ввергли большинство людей в состояние безрадостности. С одной стороны, это понятно: неопределённость, безденежье, риск остаться без работы, вынужденное сидение взаперти… Всё это никак не способствует радости. С другой, никакие невзгоды не могут отменить Воскресения Христова и радость Пасхи касается сердца каждого верующего независимо от жизненных обстоятельств. Но как сохранить эту радость среди повальной безрадостности, окружающей нас повсюду, тем более если у нас самих нынешняя ситуация вызывает проблемы, решить которые кажется весьма затруднительным?  

Для начала стоит напомнить себе, что безрадостность – это не столько состояние, сколько отношение к жизни. С одной стороны, человек – существо, невероятно облагодетельствованное Богом. В дар ему дан целый мир, будучи сотворённым по образу Божию, человек, разумный, свободный и мыслящий, способен в полной мере оценить Божию любовь к себе и жить в радости только от сознания её. С другой стороны, не существует человека, которому Бог дал бы всё и сразу. Каждому из нас много дано, и каждому чего-нибудь не хватает. Человек, подходящий к жизни разумно и осознанно, никогда не станет зацикливаться на том, чего у него нет. Одного он постарается достичь, с отсутствием другого смирится, но на жизнь неизменно будет смотреть сквозь призму того, что у него уже есть. Однако далеко не все таковы. Люди, смотрящие на жизнь в прямо противоположной позиции, никогда не были редкостью. Они с лёгкостью пренебрегают всем, что имеют: то, что в жизни есть, что было изначально, что досталось без труда, для них не Божий дар, а само собой разумеющиеся вещи. А потому и ценность этих вещей для них нулевая. Куда важнее то, что так многого в жизни не хватает. Трудиться нет желания, смиряться нет сил, а желаемого Бог всё не даёт и не даёт. Чему тут радоваться? Вот так, легко и незаметно, безрадостность становится нормой мышления. Людей безрадостных хватает и в мире, и в церкви. Как это ни странно, ни вера, ни религиозность не препятствуют безрадостности, если самому человеку комфортно воспринимать жизнь в таком ключе. Очень легко оправдывать вечно дурное настроение греховностью, называть жизнь в непроглядной тоске несением креста, ожидать за свои страдания вечного блаженства в раю.

Зачем безрадостному человеку беречь пасхальную радость? Он давно ответил себе на все вопросы, ему всё понятно и ясно. Радость не может быть долгой, человеку более к лицу скорбеть (о грехах или просто по привычке – не важно), что её, эту радость, удерживать? Стоит ли удивляться, что в условиях всеобщей безрадостности такие люди оказались в своей стихии? Отсюда вывод: если для христианина ценна пасхальная радость (а она не может не быть ценна, поскольку самым действенным стимулом духовной жизни является именно боязнь утратить радость Воскресения, а не страх перед смертью или вечными муками), он всеми силами должен воспитывать в себе умение ценить всё, что Бог ему дал. Тот, кто ценит, всегда благодарен. Если всегдашняя благодарность Всевышнему станет для человека основой мировоззрения, его жизнь никогда не будет безрадостной.

Второе, о чём следует помнить, храня пасхальную радость в душе, – это то, что христианину нужно уметь, живя в мире, не поддаваться влиянию мира. В самом деле, будь ты сколько угодно радостен, если тебя окружают сплошь серые лица, немудрено незаметно для себя растерять всю радость и погрузиться в ту же серость, что и окружающие. В данной ситуации христианину важно помнить слова Христа, обращённые к ученикам: «Вы – соль земли». Нас всегда будет меньше, но именно на нас лежит ответственность за свидетельство о Христе перед внешними. Свидетельство же это будет иметь успех лишь тогда, когда христианин будет не только радостен, но и твёрд. Твёрд в выборе, твёрд в вере, твёрд в радости, в конце концов. Христианство – религия белых ворон. Христос был не таким, как все, первые христиане существенно отличались от окружающих, выбор мучеников не был понятен обывателям, преподобные сознательно выбирали образ жизни, приемлемый лишь для них одних. Над Христа ради юродивыми мир смеялся, праведников он не понимал, а временами и не принимал. Но все они несли миру свидетельство о Христе и свидетельством своим просвещали мир. Да, нынче и мир другой, и христиане не те, но разве это что-то меняет? Мы призваны свидетельствовать миру о Спасителе, и радость Пасхи – основа нашего свидетельства. Вывод прост: христианин не должен позволять миру влиять на собственное состояние души. У мира есть выбор – принять или отвергнуть наше свидетельство, мы свой выбор уже сделали, став Христовыми, и выбирать между пасхальной радостью и тоской, в которую погрузился мир, нам не приходится. Важно учиться не поддаться влиянию толпы. Способность сохранить в душе радость Воскресения Христова тождественна для нас способности оставаться христианами среди общепринятого безверья.

Практически это выглядит очень просто: меньше общаться с носителями страхов и панических настроений, привить себе способность фильтровать информацию, откуда бы она ни поступала, выработать здоровое критическое мышление, не предпочитать молитву сидению в интернете, внимательно и вдумчиво читать Священное Писание, стараясь усваивать его уроки. И, главное – не бояться быть радостным там, где все грустны, не стесняться собственной непохожести на окружающих, не бояться чужого непонимания, отторжения и осуждения.

Другими словами, оставаться христианином в вере и в мировоззрении, в намерениях и делах, в словах и мыслях. 

Протоиерей Владимир Пучков

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle