Секуляризм: когда о Боге и не поговорить

Я разговариваю с соседом по подъезду. Слушаю английскую речь в языковой группе. Наблюдаю за работой мастеров на автостанции и односложно отвечаю на вопросы. Мне немного скучно и тоскливо. Здесь не принято говорить о Боге и даже молчать о нем. Люди отказываются делать Его спутником всех своих дел. Или вообще отказываются от Него.

«Если с человеком нельзя нормально поговорить о Боге, с ним не о чем говорить». Пугающая и в то же время правдивая для верующего внутренняя установка. Противоречивая, на первый взгляд, и фундаментальная, если посмотреть глубже. Епископ Андрей (Ухтомский) как-то написал, что его поражает, какими бесполезными занятиями и разговорами вроде образованные и достойные люди наполняют свой день. Если Бога нет, все напрасно.

Бытовой секуляризм, видимо, ставший следствием советской борьбы с религией, знаком каждому верующему. Наверняка вы часто сталкивались с ситуацией, когда на светском корпоративе или обычном застолье вам вдруг становилось скучно. Вы пытались понять, почему на очередном празднике жизни обсуждают покупки и приобретения, ну, еще, может, людей, но не евангельские притчи, теорию креационизма или, на худой конец, смену правящего архиерея. Попытка поднять тему религии, кстати, иногда приносит интересные плоды: за 5-10 минут вам становится в некотором смысле понятным мировоззрение включившегося в разговор собеседника. Религиозная тема на самом деле – наиболее острая из существующих, поэтому, говоря о Боге, можно очень быстро «вытащить» из человека на поверхность разговора клубок противоречий, который сидел до поры очень глубоко.

В какой-то момент можно отчетливо понять, что ты сидишь за столом с язычниками. Ну, что ж, бывает, почему нет? И разговор о религии вскоре постепенно заканчивается. Но так бывает не всегда. Чаще, все же, люди не очень хотят разговаривать о Боге. Общественно-политические события, трагедия личной жизни и новый фильм Тарантино «зайдут» собеседнику куда легче, чем разговор о вечном. Здесь, кстати, и один из ответов на вопрос о храмоборцах и вообще накрывшей некоторую часть общества морок «мягкой» борьбы против Церкви (читай – против Бога). Люди не хотят пускать Его в пространство своей жизни. Это, в общем, свободный грехопаденческий выбор. Проблема в том, что увиденные купола храма и благообразный вид встреченного на улице христианина бьет по самолюбию безбожника. Сам он не осознает, почему напоминание о Боге каждый раз вызывает в нем бурю эмоций. В действительности пробуждающийся голос совести моментально сталкивается с раздутым самолюбием. Начавшаяся борьба на поверхности порождает гнев и недовольство. Внутренне самолюбие быстренько придавливает и так уже «замордованную» совесть.

Но секуляризм имеет две стороны. Одна из них и правда лежит в «поле» людей нецерковных. А другая – среди православных христиан. Кажется, мы уже научились писать религиозно-популяризаторские тексты и запиливать классные видео про 10 заповедей или 5 правил жизни святого. Пожалуй, к этому информоружию пришло время добавить живую проповедь. Это слово сегодня может звучать громко, пафосно, избито и одновременно обязывающе. Но на самом деле все гораздо проще. Настоящая проповедь будет в утешении печального словами «Бог не оставит», прощании напутствием «С Богом!», благодарностью душевным «Да сохранить тебя Бог». Мы в состоянии вернуть Бога в повестку дня. У нас для этого есть все силы и возможности. Мы должны начать смело разговаривать о Господе с людьми, ничего не навязывая, но и отказываясь навязывать нам участь фрагментированной жизни, где наша вера – общественное табу и личное «хобби» по воскресеньям.

Владимир Басенков

Социальные комментарии Cackle