Старец Силуан как реальность величия Церкви

На Афоне говорят, что в XIX веке славяне дали миру святого Серафима Саровского, а в XX – святого Силуана Афонского.

Старец Силуан умер в 1938 г. и с той поры всемирно известен и всемирно почитается. Его единственную книгу «Писанья старца Силуана» в Греции зовут «Новым Добротолюбием». Велика была благодать этого святого, и она передаётся через его писания, сразу согревая душу Святым Духом. Читать творения старца – утешение и великая радость.

Сама жизнь Силуана Афонского есть чудесная повесть о жизни духовной, о том, что человек не сразу становится святым, а через особый труд над собой. В этот труд над собой входит постоянная борьба с помыслами, то есть вглядывание вглубь себя и различение мыслей, приходящих в сердце – от Бога ли они? Но к такому деланию святой Силуан приходит тоже не сразу. Старец – свидетель и причастник благодати.

У древних индейцев есть такое выражение: «Нежно ходить по земле». Это выражение в полной мере применимо к святому Силуану, который жалел весь мир и обо всём мире плакал.

Если мы хотим узнать и почувствовать, каков Бог, то нам надо читать «Писанья старца Силуана», потому что мы через них ощутим Творца и переживём как реальность нашей жизни и свет.

Тот факт, что, несмотря на засилье в храмах людей, несущих в себе искаженность восприятия Бога, мира, веры и своего назначения, да ещё и довольствующихся этой искаженностью, Церковь из века в век ориентируется на настоящесть Духа и что в конце концов правым признаётся лёгкий, свободный, культурный, творческий, чистый старец Зосима из «Братьев Карамазовых», а не тяжеловесный, строгий, дикий формалист Ферапонт, конечно же, очень много говорит о божественном происхождении и водительстве Церкви.

Так и святой Силуан Афонский – человек, тайно молящийся о всем мире, подвергающийся насмешкам и непониманию от монахов своего же монастыря. Но именно к нему приходят учиться чистые сердцем, и среди них чудесный Софроний (Сахаров). Им восхищаются подлинные подвижники, ему святой Николай Сербский адресует слова: «Велик старец – велика и книга о нём. И читая книгу «Старец Силуан» в православие обращаются даже католики и протестанты, различая в Церкви её красоту, а не её «Тёмного двойника», столь часто бросающегося в глаза.

Ведь всё, что от Бога, всегда являет себя в красоте, и это касается и стихов, и сердца.

Ниже приведём удивительные воспоминания Николая Сербского о Силуане Афонском:

«Об этом дивном монахе можно сказать лишь одно – сладостная душа. Сладостность этой души ощутил не только я, но всякий паломник Святой Горы, который общался с ним.

Силуан был высоким, крупным, с большой черной бородой, и своим внешним видом не сразу привлекал незнакомого человека. Но одного разговора с ним было достаточно, чтобы человек его полюбил. ‟Господь нас неизреченно любит”, – говорил каждому отец Силуан. И при этих словах глаза его всегда наполнялись слезами. Они были красны от слез.

Больше всего он говорил о любви Божией к людям. Когда кто-нибудь жаловался ему на свою скорбь либо искушение, Силуан утешал и подбадривал его словами о любви Божией. ‟Знает Господь, что ты страдаешь, но Его любовь согреет тебя, как солнце греет землю. Не бойся, это для твоего же блага”. Он не был строг к чужим грехам, как бы велики они ни были. Он говорил о безмерной любви Божией к грешнику и приводил грешного человека к тому, чтобы тот сам себя строго осудил.

‟Если бы мы перестали роптать на Бога, то не стали бы осуждать и Его творения, в особенности людей”, – говорил Силуан, и глаза его наполнялись слезами. ‟Но мы ропщем на Него за все тяготы жизни, а потому осуждаем и Его творения. Мы ропщем на Бога, потому что не чувствуем Его любви. Так и со мною было. Шел я однажды из монастыря в Дафни. Сбился с пути и заблудился в самшитовых кустах. Темнота покрыла землю. Я разозлился. И прежде всего рассердился на Бога и крикнул: «Господи, разве Ты не видишь, что я заблудился и пропадаю. Спаси меня!» И вдруг услышал голос: «Иди все время направо!» Душа затрепетала во мне. Нигде ни души. Я пошел и шел все время направо, пока не вышел к Дафни. Всю ту ночь я проплакал. Ощутил тогда я живое присутствие Бога и испытал Его любовь ко мне недостойному. С этого времени не дал я уже ничему встать между мною и любовью Божией”.

Еще рассказывал нам Силуан об одном молодом человеке, школьнике, который пришел на Святую Гору ‟искать Бога”. Он не сказал игумену, что не верит в Бога, а только о своем желании остаться на несколько месяцев в монастыре ради отдыха и духовной пользы. Игумен передал его одному духовнику для попечения. Юноша сразу сказал священнику на исповеди, что он не верит в Бога и пришел на Святую Гору в поисках Бога. Духовник рассердился и начал кричать на молодого человека, как страшно не верить в Бога Творца и что безбожникам не место в монастыре. Юноша приготовился покинуть монастырь. Но тут его встретил отец Силуан и стал с ним разговаривать. Молодой человек поведал ему о своих муках и о том, что привело его на Святую Гору. Отец Силуан очень доброжелательно ответил ему: ‟Это не страшно. Так обычно бывает с молодыми людьми. Это и со мной было. В юности я колебался, сомневался, но любовь Божия просветила мой ум и умягчила сердце. Бог тебя знает, видит и безмерно любит. Со временем ты это почувствуешь. Так и со мной было”. После этого разговора начала крепнуть у юноши вера в Бога».

Я знаю людей, которые обратились к Богу и православию только потому, что прочитали книгу «Старец Силуан» и ощутили явный свет, сходящий с её страниц на душу.

Даже Николай Сербский удивлённо замечал, что читая Симеона Нового Богослова он печалится, потому что Симеон сразу зовёт к небывалой высоте сердца, а читая Силуана он согревается милостью Господней и чувствует, что любой желающий постичь Бога может взойти к Нему на высоту.

Одна современная девушка, моя студентка, когда только начинала присматриваться к Церкви, просила свою подругу дать ей прочесть книгу старца Софрония (Сахарова) о святом Силуане Афонском. Просить пришлось долго, так как воцерковлённая подруга долго отказывалась, считая, что та девушка ничего не поймёт в книге, потому что только начинает свой церковный путь. Но когда она всё же дала ей книгу, девушка поняла гораздо больше, чем смыслы слов – она вдруг увидела, что на всё творение и всех людей нужно смотреть только через милость, ведь только так на нас всех смотрит Бог. Тогда ей по-новому открылись слова из известного чеховского рассказа, где священник говорит человеку, обвинявшему близкого родственника: «У него ругателей и без тебя найдётся, а ты бы жалетеля хоть одного поискал!» Так писания Силуана настроили девушку на святоотеческий лад и помогли ей обрести тот образ мыслей, который так редко встречается на земле и даже и в самой Церкви. 

Старец Силуан был из тех, кто учил духовной свободе, когда мы сами ответственны за тот путь, который выбираем, а Господь всегда остаётся на нашей стороне, даже если мы ещё не знаем Его.

До тех пор, пока человек не переживёт на опыте, что Бог никогда не отнимает у него свободы и выбора, это заявление кажется ему просто красивыми словами, ведь люди медленно учатся доверять Богу. А, между тем, за ними стоит бытийная реальность отношения Неба к человеку. Христос никогда и ни в чём не принуждал учеников и не вынуждал их. Он возводил их на новую высоту, но делал это образом, наиболее соприродным душе каждого из них.

Так же поступает и опытный духовник Силуан Афонский. Старец Иоанн Крестьянкин много говорил о том, что и древние старцы ни в чём не сковывали свободы ученика, но только решали, хорошо или плохо то, чего ученик сейчас хочет и о чём он думает, и пришло ли время для исполнения того, что он хочет.

Был случай, когда будущий старец Иоанн Миронов пришел после окончания духовной академии к лаврскому старцу и спросил волю Божью о себе. Лаврский старец ответил, что воля Божия Иоанну быть епископом. Тот взмолился, что хочет быть женатым. На что старец отвечал, что тогда Иоанн сменит много приходов. И действительно: в жизни старец Иоанн Миронов сменил около 20 храмов. Но для нас этот случай важен ещё и тем, что Бог (!!!) послушался воли человека и исполнил её. Быть может, именно созерцая необыкновенное Христово внимание к нам новомученик Василий Росляков восклицал: «Если б вы знали, какой прекрасный и милостивый у нас Господь!».

Духовная свобода необходима не только между наставником и учеником, но и для отношений вообще. Она возможна только тогда, когда один человек воспринимает другого как святыню.

Мне известен случай, когда некий служитель Церкви в течение долгого времени утешал одну девушку, у которой были проблемы в отношениях с родственниками. Когда же её жизнь наладилась, она сказала, что больше не желает с ним общаться, так как всё внимание она теперь посвятит своей семье и будет как можно меньше разговаривать с людьми вообще. Служитель считал эту девушку своим другом, и ему было больно узнать о таком её намерении. Но он принял решение, так как был уверен, что отношения должны развиваться в свободе и нельзя принуждать другого человека к дружбе. А спустя время, когда девушке снова понадобились духовные советы, их добрая дружба возобновилась.

Наглядным примером такого высокого отношения может служить эпизод из американского фантастического фильма «Водный мир». В нём герой спасает некую девушку и забирает её с собой в путешествие по морю. Она относится к нему равнодушно и неблагодарно, но хочет, так сказать, расквитаться. И предлагает стать его девушкой, не имея к нему никаких чувств. Вопреки ожиданиям герой отказывается. В конце фильма девушка всё же полюбила его, перед свадьбой она задаёт вопрос: «Почему ты отказался тогда, когда я предлагала тебе быть с тобой?». И герой отвечает ей так: «Потому, что ты не хотела».

Это и есть образ духовной свободы, которая необходима для всяких отношений: и дружеских, и духовнических. Более того, настоящего христианина и духовника можно узнать по тому, что он никак не покушается на свободу другого человека. Он ощущает таинство души другого и любит его. А только тот, кто любит, не покушается на нашу свободу.

Помню, когда я работал сторожем в храме, то должен был почистить снег во дворе. Но я поленился и оставил всё как есть. Когда же священник вышел и увидел, что снег всё ещё лежит, он очень огорчился, так как не мог из-за снега выехать на машине из храмового двора. Но он не стал меня ругать, а молча взял лопату и, к моему удивлению, вычистил двор от снега. И это молчаливое уважение даже к моему проявлению лени учило меня трудолюбию больше, чем любая нотация или приказ…

И другое, чему учит старец Силуан, что молитва с жалостью о ком-то грустном никогда не останется без ответа.

Вот как говорит Силуан:

«Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешнику сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».

Разъясняя эти слова, Силуан уточняет:

«И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы. Господь хочет, чтобы все спаслись и вечно были с Ним, и потому слушает молитвы грешного человека, ради пользы других или самого того, кто молится».

И тогда, если нам и вправду жалко кого-либо, Бог входит в ситуацию того, кому больно и о ком мы просим, и творит чудо исцеления его жизни и сердца. Потому что чудо, как писал сказочник Евгений Шварц, возможно там, где есть сострадание, а сострадание – это не что иное, как когда чужая боль становится своей. И тогда Бог считает Себя обязанным вмешаться в происходящее с нами и «отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18), даровав нам радость видеть мир и нашу жизнь как лежащие в Его внимании и заботе. Ведь, по слову Антония Сурожского, слишком разные вещи: знать, что Бог везде, и – позвать Его туда, где мы очень хотим, чтоб Он был…

Быть может, кто-то скажет, что такое чудо под силу только святому старцу. Но вот что было и чему я был свидетелем. Однажды мне стало очень печально и грустно. Было поздно, и я никому не мог позвонить без опаски разбудить людей. Оставалось только мучиться от тяжких мыслей и одиночества.  И внезапно моя светлая и добрая подруга (моя будущая жена) позвонила мне и сказала: «Как ты? Я чувствую, что тебе плохо, и звоню утешить тебя…». Но кто подсказал ей тогда, что мне была нужна помощь? Никто, только любовь, которая, по слову Данте, «движет солнце и светила» и дарует нам вдохновение жить…

Артём Перлик

Социальные комментарии Cackle