25 июня - преподобного Онуфрия Великого

Пре­по­доб­ный Онуф­рий жил в пол­ном оди­но­че­стве в ди­кой пу­стыне 60 лет.

 

Преподобный Онуфрий Великий

В мо­ло­до­сти он вос­пи­ты­вал­ся в Фива­ид­ском мо­на­сты­ре Эри­ти. Узнав от стар­цев о ве­ли­кой тя­же­сти и вы­со­те жиз­ни пу­стын­ни­ков, ко­то­рым Гос­подь по­сы­ла­ет через Ан­ге­лов Свою по­мощь, пре­по­доб­ный Онуф­рий воз­го­рел­ся ду­хом под­ра­жать их по­дви­гам. Но­чью он тай­но вы­шел из оби­те­ли и уви­дел пред со­бой свет­лый луч. Свя­той Онуф­рий ис­пу­гал­ся и ре­шил вер­нуть­ся, но го­лос Ан­ге­ла-хра­ни­те­ля по­двиг его на даль­ней­ший путь. В глу­бине пу­сты­ни пре­по­доб­ный Онуф­рий на­шел пу­стын­ни­ка и остал­ся учить­ся у него пу­стын­но­му жи­тию и борь­бе с диа­воль­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. Ко­гда ста­рец убе­дил­ся, что свя­той Онуф­рий укре­пил­ся в этой страш­ной борь­бе, он до­вел его до ука­зан­но­го для по­дви­гов ме­ста и оста­вил од­но­го. Еже­год­но ста­рец при­хо­дил к нему и через несколь­ко лет, при­дя к пре­по­доб­но­му Онуф­рию, скон­чал­ся.

По прось­бе пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия пре­по­доб­ный Онуф­рий рас­ска­зал о сво­их по­дви­гах и тру­дах и о том, как Гос­подь уте­шил его: око­ло пе­ще­ры, где он жил, вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма и от­крыл­ся ис­точ­ник чи­стой во­ды. Две­на­дцать вет­вей паль­мы по­оче­ред­но при­но­си­ли пло­ды, и пре­по­доб­ный не тер­пел го­ло­да и жаж­ды. Тень паль­мы укры­ва­ла его от по­лу­ден­но­го зноя. Ан­гел при­но­сил свя­то­му хлеб и каж­дые суб­бо­ту и вос­кре­се­нье при­ча­щал его, как и дру­гих пу­стын­ни­ков, Свя­тых Тайн.

Пре­по­доб­ные бе­се­до­ва­ли до ве­че­ра. Ве­че­ром меж­ду стар­ца­ми по­явил­ся бе­лый хлеб, и они вку­си­ли его с во­дой. Ночь стар­цы про­ве­ли в мо­лит­ве. По­сле утрен­не­го пе­ния пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий уви­дел, что ли­цо пре­по­доб­но­го Онуф­рия из­ме­ни­лось, и ис­пу­гал­ся за него. Свя­той Онуф­рий ска­зал: «Бог, Ми­ло­серд­ный ко всем, по­слал те­бя ко мне, чтобы ты пре­дал по­гре­бе­нию мое те­ло. В се­го­дняш­ний день я окон­чу мою вре­мен­ную жизнь и отой­ду к жиз­ни бес­ко­неч­ной, в по­кое веч­ном ко Хри­сту мо­е­му». Пре­по­доб­ный Онуф­рий за­ве­щал свя­то­му Па­ф­ну­тию, чтобы он рас­ска­зал о нем всем бра­тьям-по­движ­ни­кам и всем хри­сти­а­нам ра­ди их спа­се­ния.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий про­сил бла­го­сло­ве­ния остать­ся в пу­стыне, но свя­той Онуф­рий ска­зал, что на это нет во­ли Бо­жи­ей, и ве­лел вер­нуть­ся в оби­тель и по­ве­дать всем о жиз­ни Фива­ид­ских пу­стын­ни­ков. Бла­го­сло­вив пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия и про­стив­шись с ним, свя­той Онуф­рий дол­го со сле­за­ми мо­лил­ся, за­тем воз­лег на зем­лю, про­из­нес свои по­след­ние сло­ва: «В ру­ки Твои, Бо­же мой, пре­даю дух мой», – и скон­чал­ся.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий с пла­чем ото­драл от сво­ей одеж­ды под­клад­ку и за­вер­нул в нее те­ло ве­ли­ко­го пу­стын­ни­ка, ко­то­рое по­ло­жил в углуб­ле­ние боль­шо­го кам­ня, на­по­до­бие гро­ба, и за­сы­пал мно­же­ством мел­ких кам­ней. За­тем он стал мо­лить­ся, чтобы Гос­подь раз­ре­шил ему до кон­ца жиз­ни остать­ся на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Онуф­рия. Вне­зап­но пе­ще­ра об­ва­ли­лась, паль­ма за­сох­ла, а ис­точ­ник ис­сяк.

По­няв, что ему нет бла­го­сло­ве­ния остать­ся, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий от­пра­вил­ся в об­рат­ный путь.

Через 4 дня пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий до­шел до пе­ще­ры, где его встре­тил пу­стын­ник, пре­бы­вав­ший в пу­стыне бо­лее 60 лет. Кро­ме двух дру­гих стар­цев, с ко­то­ры­ми он под­ви­зал­ся вме­сте, этот пу­стын­ник ни­ко­го не ви­дел. Всю неде­лю по­движ­ни­ки про­во­ди­ли в оди­но­че­стве в пу­стыне, а в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье схо­ди­лись вме­сте для псал­мо­пе­ния. Пи­та­лись они хле­бом, ко­то­рый при­но­сил Ан­гел. Так как бы­ла суб­бо­та, пу­стын­ни­ки со­бра­лись вме­сте. Вку­сив по­лу­чен­ный от Ан­ге­ла хлеб, они всю ночь про­ве­ли в мо­лит­ве. Ухо­дя, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий спро­сил име­на стар­цев, но они ска­за­ли: «Бог, зна­ю­щий все, зна­ет и име­на на­ши. По­ми­най нас, да спо­до­бим­ся ви­деть друг дру­га в Гор­них се­ле­ни­ях Бо­жи­их».

Про­дол­жая путь, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий встре­тил оа­зис, ко­то­рый по­ра­зил его кра­со­той и оби­ли­ем пло­до­нос­ных де­ре­вьев. Из пу­сты­ни к нему вы­шли чет­ве­ро оби­тав­ших здесь юно­шей. Юно­ши рас­ска­за­ли пре­по­доб­но­му Па­ф­ну­тию, что в дет­стве они жи­ли в го­ро­де Ок­си­рин­хе (Верх­няя Фива­и­да) и вме­сте обу­ча­лись гра­мо­те. Они го­ре­ли же­ла­ни­ем по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Сго­во­рив­шись уй­ти в пу­сты­ню, юно­ши вы­шли из го­ро­да и по­сле несколь­ких дней пу­ти до­стиг­ли пу­сты­ни. Их встре­тил си­я­ю­щий све­том муж и при­вел к стар­цу-пу­стын­ни­ку. «Вот уже шесть лет, – ска­за­ли юно­ши, – мы жи­вем на этом ме­сте. Ста­рец наш про­жил здесь один год и пре­ста­вил­ся. Мы жи­вем сей­час од­ни, пи­та­ем­ся пло­да­ми де­ре­вьев, а во­да у нас из ис­точ­ни­ка». Юно­ши на­зва­ли свои име­на. Это бы­ли свя­тые Иоанн, Ан­дрей, Ирак­лам­вон (Ирак­ле­мон) и Фе­о­фил. Всю неде­лю юные пу­стын­ни­ки под­ви­за­лись от­дель­но друг от дру­га, а в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье схо­ди­лись в оа­зис и воз­но­си­ли об­щую мо­лит­ву. В эти дни яв­лял­ся Ан­гел и при­ча­щал их Свя­тых Тайн. Ра­ди пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия они не ушли в пу­сты­ню, а всю неде­лю мо­ли­лись все вме­сте. В сле­ду­ю­щую суб­бо­ту и вос­кре­се­нье свя­той Па­ф­ну­тий вме­сте с юно­ша­ми спо­до­бил­ся при­ча­стить­ся из рук Ан­ге­ла Свя­тых Тайн и услы­шать ска­зан­ные Ан­ге­лом сло­ва: «Да бу­дет вам пи­щей нетлен­ной, ве­се­ли­ем нескон­ча­е­мым и жиз­нью веч­ной Те­ло и Кровь Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Бо­га на­ше­го».

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий дерз­нул ис­про­сить у Ан­ге­ла поз­во­ле­ния до кон­ца дней остать­ся в пу­стыне. Ан­гел от­ве­тил, что Бог ука­зал ему иной путь – воз­вра­тить­ся в Еги­пет и по­ве­дать всем хри­сти­а­нам о жиз­ни пу­стын­ни­ков.

Про­стясь с юно­ша­ми, пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий через три дня пу­ти вы­шел к краю пу­сты­ни. Здесь на­хо­дил­ся неболь­шой скит. Бра­тия встре­ти­ли его с лю­бо­вью. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий рас­ска­зал все, что узнал о свя­тых от­цах, встре­чен­ных им в глу­бине пу­сты­ни. Бра­тия по­дроб­но за­пи­са­ли рас­сказ пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия и рас­про­стра­ни­ли его по дру­гим ски­там и мо­на­сты­рям. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий бла­го­да­рил Бо­га, спо­до­бив­ше­го его узнать о вы­со­кой жиз­ни от­шель­ни­ков Фива­ид­ской пу­сты­ни, и воз­вра­тил­ся в свою оби­тель.

Молитвы

Тропарь преподобному Онуфрию Великому, глас 1

Жела́нием духо́вным пусты́ни дости́гл еси́,/ Богому́дре Ону́фрие,/ и, я́ко безпло́тен, в ней многоле́тне подвиза́лся еси́ трудолю́бне,/ соревну́я проро́кам Илии́ и Крести́телю,/ и, от руку́ а́нгельску Та́ин Боже́ственных наслади́вся,/ ны́не во све­́те Святы́я Тро́ицы ку́пно с ни́ми весели́шися,/ моли́ спасти́ся нам,// твою́ па́мять почита́ющим.

Кондак преподобному Онуфрию Великому, глас 3

Сия́нием Ду́ха Пресвята́го,/ Богому́дре, просве́щся,/ оста́вил еси́ я́же в житии́ молвы́,/ пусты́ню же дости́гл еси́, преподо́бне о́тче,/ возвесели́л еси́ и́же над все́ми Бо́га и Зижди́теля,/ сего́ ра́ди прославля́ет тя Христо́с, блаже́нне,// вели́кий Дарода́тель.

Молитва преподобному Онуфрию Великому

О, преизя́щный и превели́кий пустынножи́телю, преподо́бне о́тче Ону́фрие! Похваля́ю твоя́ неизрече́нная чудотворе́ния и житие́ пресве́тлое, е́же еси́ препроводи́л от ю́ности твое́й да́же и до ста́рости: никто́же бо изчести́ возмо́жет терпе́ний и по́двигов твои́х, прече́стне. Удиви́ся преподо́бный Пафну́тий твоему́ жесто́кому, е́же в пусты́ни, житию́, вку́пе же и зело́ возра́довася, обре́т тя еди́наго толи́ких по́двигов и соверше́нства су́ща о́браз. Сего́ ра́ди и по́длинно испыта́ о труде́х твои́х святы́х и о е́же коли́ко име́л еси́ вре́меннаго жития́. Те́мже и написа́, я́ко шестьдеся́т лет и три в трудолю́бии пребыва́я, в наготе́ претерпева́я мраз и зной, в глубо́цей пусты́ни со зверьми́ и пти́цы обита́я, моли́твы непреста́нно творя́, пожи́л еси́. Сего́ ра́ди ны́не ра́дость тебе́ приношу́ от недосто́йных усте́н мои́х, преподо́бне о́тче, преподо́бному Пафну́тию ра́досте вели́кая: сподо́бися бо при кончи́не со львы послужи́ти тебе́, погребсти́ те́ло твое́ и с тобо́ю на Небеси́ жи́ти, Илии́ Фесви́тянину ревни́телю, Иоа́нну Крести́телю насле́дниче, дру́же Христо́в и снасле́дниче и́стинный, Еги́пту у́мная красото́, фиве́ом вели́кое свети́ло, Ли́вии кра́сная добро́то, фи́никсе краснопроцвета́ющий, орле́ высокопа́рный, лета́ющий в поднебе́сная, на Небесе́х гражда́нство обреты́й, иде́же и водвори́ся у Престо́ла Влады́ки сла́вы, с двадеся́ть четырьми́ ста́рцы жили́ще обреты́й, с ни́ми же и пребыва́еши. И ны́не молю́ тя, пречу́дный граждани́не Небе́сный, святы́х ли́ков А́нгельских совсе́льниче: услы́ши мя, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ твоего́, в час сей и приими́ сие́ ма́лое моле́ние мое́, вели́кий засту́пниче, ско́рый помо́щниче притека́ющим к тебе́ усе́рдно; загла́ди рукописа́ние дел мои́х скве́рных и нечи́стых, я́же держа́т де́монския полки́, покры́й мя твои́м заступле́нием, причти́ мя ко угото́ванному ме́сту моли́твами твои́ми и сподо́би мя Вы́шняго Иерусали́ма, и́бо по Преблагослове́нней Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и тебе́ ме́жду тепле́йшими помо́щниками и засту́пниками мои́ми почита́ю. Присеща́еши бо и дае́ши ру́ку по́мощи припа́дающим к тебе́ в хра́ме твое́м повсю́ду. Те́мже и аз, недосто́йный, ны́не тебе́ молю́ся и призыва́ю: умоли́ Ми́лостиваго Бо́га, да отпу́стит ми вся прегреше́ния моя́ во́льная и нево́льная, сотворе́нная вся зла́я дела́ моя́ и да изба́вит мя твои́м предста́тельством от ве́чных мук, научи́т мя твори́ти до́брая дела́, наста́вит мя на путь ко спасе́нию и́стинному и сподо́бит мя ку́пно ра́дости ве́чныя наслади́тися со все́ми святы́ми ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Теги

Социальные комментарии Cackle