Очень часто приходится слышать сетования православных верующих на непосильное бремя ежедневных молитв. Да чего там греха таить – сам я тоже выполняю молитвенные правила со скрипом. И тогда меня разобрал вопрос: почему? И тут я начал всерьез копаться в своих мотивах и подходах к молитве.
Оказалось, все до банального просто. Мы, на самом деле, не молимся. Очень часто от знакомых православных приходится слышать: «Вот я вычитал/вычитала правило». Стоп! А ведь, действительно, мы бубним свои молитвы – будто неинтересную газету читаем. Это похоже на отбывание повинности, а не на радостное общение. Мне в связи с этим почему-то вспоминаются пионерские годы, когда за какой-нибудь проступок сразу отправляли к школьному стенду – гимн учить.
Вечернее быр-быр-быр
Давайте разберемся. А чем, собственно, является молитва? Каждый малыш из воскресной школы скажет вам, что это способ общения с Богом. А у нас что зачастую получается? Однажды, маленький сын одного моего православного друга подошел к нему вечером с молитвословом и сказал: «Ну, что папа, когда мы снова начнем делать быр-быр-быр-быр?» Устами младенца глаголет истина.
Вот у нас и получается – не беседа с Богом, а сплошное быр-быр-быр. Потому и никакого удовольствия от молитвы мы не получаем, о чем хором свидетельствуют святые отцы. Мы их не понимаем, потому что у нас нет опыта настоящего Богообщения.
Важный звонок
Очень метко заметил святитель Иоанн Златоуст в своем слове «О молитве»: «Ты сам не слышишь своей молитвы, а хочешь, чтобы ее услышал Бог?» Ведь мы и вправду нередко не слышим своей молитвы. Одни губы шевелятся.
Вот смотрите. Представьте, что вдруг вам на сотовый позвонил важный человек, в руках которого вся ваша судьба. Как вы будете с ним разговаривать? То-то же. Вряд ли мы будем отвлекаться и слушать вполуха говорящего на том конце связи. А будем, напротив, архисосредоточены.
Безвкусная жвачка
А вот еще пример. На минуту представьте, что вас приглашают на прием к главе государства. Не важно к какому. Вы одеваете самую лучшую одежду какая у вас есть, готовите речь, идете в парикмахерскую. И вот вы на перед ним. И вдруг у вас звонит мобильник. (Ааааа! Забыл выключить!). Но вы вместо того, чтобы извиниться и отключить сотовый – начинаете вдруг болтать о погоде с кем-то из друзей.
Примерно тоже самое происходит во время нашей молитвы. Мы готовы отвлечься на что угодно, что нам кажется интереснее разговора с Тем, Кто важнее любого президента. С годами мы обесцветили свою молитву, сделали ее безвкусной – словно жвачку, которую жуем уже несколько лет.
Молитвенная гимнастика
Кто-то возразит, что сам Христос говорил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6, 7), а утренние и вечерние молитвенные правила – такие длинные. К тому же, многих напрягает, что это нужно вычитывать (послушайте! опять это «вычитывать») каждый Божий день, что очень муторно. А я вам скажу сейчас такую вещь – закачаетесь.
А ведь, если мы оставим наши правила, то мы, вообще, перестанем молиться. Правило – от слов «править», «выправлять». Молитвенные правила – это если хотите гимнастика, зарядка для души. Ведь утренняя гимнастика, или вечерний поход в тренажерный зал или на аэробику – это что? Это комплекс одних и тех же упражнений, которые предотвращают одряхление и заплывания жиром нашего тела. Так вот, без молитвенных правил и душа может одряхлеть и заплыть жиром. А оно нам надо?