Я выбираю Православие, потому что не хочу рисковать

Наверное, вы обращали внимание, что вокруг темы, кто спасется, а кто нет, всегда очень острые обсуждения. Для всех почему-то критично важен вопрос, какова будет участь католиков, раскольников, буддистов или крещеных атеистов. Ожесточенность споров временами зашкаливает, а сама дилемма возникает на первых же стадиях воцерковления. Решается она у всех по-разному: кто-то записывает в ад всех некрещеных в Православии, кто-то вообще считает, что рано или поздно спасутся все. Точно ясно только одно – тема эта никого не оставляет равнодушным.

Отчего так? Почему вдруг важно выяснить, какова будет посмертная участь туземца с острова в Малайском архипелаге? Зачем выводятся сложные алгоритмы и строятся вероятностные схемы спасения людей из тех или иных народностей или вероисповеданий? Казалось бы, какое нам до этого дело? Нам, которым все равно, как звать соседа по площадке или какие там семейные сложности у коллеги.

По моему мнению, в наших переживаниях по поводу спасения неправославных альтруистического не так уж и много. Безусловно, есть близкие и родные люди, о которых мы волнуемся вполне предметно и конкретно, но в остальных случаях (а их несравнимо больше) скорее пытаемся для самих себя понять и утвердиться в верности собственного пути. Если регулярное хождение в церковь не дает никакой гарантии спасения, а представители других конфессий тоже имеют шанс на благополучный исход по ту сторону бытия, то неминуемо возникает сомнение в том, что ты все делаешь правильно.

Действительно, если спасение теоретически возможно и вне стен Церкви, то зачем делать лишние телодвижения? Все эти посты, правила, продолжительные богослужения. Для чего тогда все это? Если человек, который и лба ни разу не перекрестил, попадет в рай, а я, выполняя по мере сил кучу предписаний, пребываю под большущим вопросом?

Мы же не можем одним махом всех раскольников записать в ад? Среди них множество замечательных людей, которые искренне заблуждаются или обмануты. Если спасутся только православные, то как тогда быть с теми, у кого не было даже физической возможности услышать проповедь о Христе и принять Крещение?

Апостол Павел говорит, что участь язычников будет определяться по суду их совести (Рим. 2:12–16). Почему же тогда только Православие – истинная религия, если спасение, в принципе, возможно и вне его? Почему я не могу тоже жить по внутреннему закону совести, а должна обязательно ходить в Церковь?

Первое и самое главное – никто никому ничего не должен. Христос никогда никого ни к чему не принуждал. Христианство вообще не об этом. Оно не о выполнении предписаний, оно об исцелении. Церковь очень часто сравнивается именно с лечебницей. Поэтому попробуем и мы в этих категориях разобраться, почему все же именно Православие.

Допустим, у меня крайне серьезное смертельное заболевание. Где я захочу лечиться, будь у меня возможность выбирать? Конечно же, в самой лучшей клинике мира с самыми компетентными врачами, которыми это заболевание было уже неоднократно успешно излечено. Ни больше ни меньше. Да, есть еще множество больниц с менее совершенной методикой лечения и не такой современной техникой, и там тоже до какой-то степени могут помочь. Но у меня есть выбор. Поэтому я пойду к не просто неплохому доктору, а обязательно к самому лучшему. Потому что хочу жить. Я могу, конечно, выбрать сельскую поликлинику или шарлатана, который только выдает себя за врача, потому что там дешевле или рассказывают красиво, но справиться с моей болезнью им вряд ли по силам. Есть еще нетрадиционная медицина. Шанс выздороветь и там не исключен, но в реальной жизни туда обращаются чаще от безысходности. У меня же есть возможность лечиться в лучшей больнице у профессоров! Зачем рисковать и экспериментировать?! Жизнь одна.

К сожалению, множество людей и не подозревает, что у них есть возможность обратиться в эту суперклинику. Кто-то хотел лечиться и не имел возможности или по ошибке лечился не там и не от того. Или же вообще не лечился, но мучался от своей болезни. Как знать, не ждет ли их там, за чертой, какая-то бригада скорой помощи? Полубольных, изломанных, покалеченных, но желающих исцеления.

В то же самое время мы, православные христиане, находясь в лучших палатах с самой дорогой и новейшей аппаратурой, слишком часто пренебрегаем предписаниями врачей. Лекарства принимаем когда хотим, если вообще принимаем. Освоившись, начинаем критиковать медперсонал. В итоге при выписке может оказаться, что прогресса в лечении нет никакого, а страховой лимит полностью исчерпан. Даже на вызов скорой помощи не хватает. Все истрачено попусту.

Разрешить этот парадокс нам не по силам. Ведь с какой стороны ни зайди, на какой вопрос ни ответь, всегда появляется новый контраргумент. И вся картина полностью не вырисовывается, как ни крути. Все равно она в последний момент как бы выскальзывает из рук.

Нам же так не годится – нужен внятный алгоритм. И гарантии. Для нас важно понимать и контролировать процесс. Мы желаем понять логику Бога. Однако Он неизмеримо выше нас, и поэтому и разум наш в соотношении с Ним весьма ограничен. Созданное всегда проще (если не сказать более), чем Сотворивший. Поэтому Он не помещается в наши линейные схемы. И это, наоборот, хорошо. Гораздо большее недоверие вызывают те попытки описания системы мироздания, в которых абсолютно все последовательно и понятно. Бог необъясним. Или это не Бог.

Мне иной раз кажется, что, ставя перед нами такие парадоксальные задачи, Господь намекает: есть совершенно другая логика, не плоская. Нужно добавить еще третье измерение, и тогда появится объем. Он нас хочет поднять выше, чтобы мы развивались, а мы, напротив, пытаемся Его «спустить» к нам, «втиснуть» Его в наши узкие логические построения.

Бог есть Любовь, Абсолютная Доброта и Милосердие. И если Он захочет кого-то помиловать вне рамок моего линейного восприятия, то «аминь» и «аллилуйя». Но я в связи с этим не могу сидеть сложа руки и надеяться, что пронесет, потому что я не хочу рисковать. Многие плевать хотели на правила дорожного движения и спокойно употребляют алкоголь за рулем. И, возможно, кто-то из них проживает всю жизнь так ни разу и не став причиной ДТП. Но я все равно пристегиваюсь и на красный свет не поеду. Знающие люди говорят, что так гораздо надежнее.

Екатерина Выхованец

Социальные комментарии Cackle