Старый добрый забытый труд

Зашла у нас тут в разговоре речь об одной традиции – печь на Севастийских мучеников жаворонки. Я вот про себя думаю: а зачем? Где связь между праздником и выпечкой, еще и в такой затейливой форме?

С какой стороны не подойди к истории праздника, у меня никаких ассоциаций с птицами и едой нет. Причем тут к сорока замерзшим насмерть воинам свежевыпеченные жаворонки? Пишут, что пташки эти символизируют души мучеников, летящие к Богу. Это, как нетрудно догадаться, очередная языческая традиция, облагороженная христианством. Хотя аллегория действительно получилась очень красивая.

Мучеников этих на Руси почитали особенно. По сей день это, пожалуй, единственная память святых, выпадающая на Великий пост и тем не менее отмеченная Литургией Преждеосвященных Даров. Наши предки очень любили этот праздник, уважали подвиг севастийских воинов и почитали их как могли. О богословском образовании речи и близко не было, так как мало кто даже писать умел. Поэтому любовь свою люди выражали по-простому – готовили всякие вкусности. Все крупные праздники так или иначе сопряжены с определенными традициями. На Пасху у нас обязательно пекут куличи. Причем, чтобы сделать это по всем правилам, нужно морочиться чуть ли не сутки. На Рождество – копченый окорок. Туда же добавим Масленицу с гуляниями, Троицу с букетом определенного набора трав и т. п. Да, в этом христианства мало, и есть риск подмены главного на второстепенное, но зато во всех этих традициях есть нечто другое, чего нам категорически не хватает. Это – желание что-то сделать ради праздника. Не погулять, отдохнуть и повеселиться, а именно сделать.

Однажды довелось побывать на свадьбе девушки из многодетной семьи западноукраинского священника. Родители, братья и сестры ворвались, можно сказать, ураганом в наш тихий размеренный приходской быт. Всю еду готовили самостоятельно, спали вповалку. Многие даже на полу. Все это было очень задорно, энергично, дружно и с большой любовью.

Наверное, не погрешу против истины, если скажу, что подавляющее большинство людей сейчас восприняло бы необходимость готовить стол для свадьбы как приговор. Зачем тратить столько времени и сил? Если туго со средствами, то лучше сделать небольшое застолье на десять человек или не делать вовсе. Расписались, и достаточно. Такой тяжелый труд способен только испортить впечатление от долгожданного события. Мы хотим, чтобы праздник был идеален (в нашем понимании): нужно быть отдохнувшим и полным сил для веселья, хорошо выглядеть и уж точно не мыть потом посуду.

Так и я всегда думала. Но после описанного случая со свадьбой в душу закрались смутные подозрения. Родственники невесты не испытывали никакого особого дискомфорта от происходящего. Для них это было абсолютно естественным. Я бы даже сказала, в радость. Если бы им предложили отметить в ресторане, могли бы и оскорбиться.

И вот сижу я и думаю: а как часто мы хотим что-то сделать ради близких, ради праздника, ради Бога? Не откупиться деньгами, а именно сделать. Своими руками. Недоспать, недоесть, устать и вымотаться, но сделать?

Современная цивилизации среди прочего поощряет и культивирует лень. Технические новинки, позволяющие облегчить быт, призваны освободить время исключительно для досуга: шопинг, путешествия, компьютерные игры, кино. В рекламе посудомоечной машины меня никто не завлекает тем, что теперь я смогу участвовать в районных субботниках или ездить в детский дом. Мне обещают красивый маникюр и больше времени на себя. Недавно попался на глаза анекдот про новую супермашину. Этот чудо-помощник будет за вас делать просто-таки все: и считать… и слушать, и говорить, и думать. И тогда у вас наконец-то появится время, чтобы заняться собой. Подмечено очень тонко. Если за меня кто-то или что-то все сделает, то что останется от меня? Тело на диване?

Немалую роль в этом играет и офисная работа. Выскажу непопулярную мысль, но, на мой взгляд, она развращает. Труд на земле четко показывает взаимосвязь между приложенными усилиями и конечным результатом. Если ты поленишься, то есть тебе зимой будет нечего. Дисциплинировало это, будь здоров. Сейчас же, в век урбанизации, ответственность смазывается. Огромное количество людей работает в офисах и лишь «отсиживает» свое время. Не редки случаи, когда существенную часть рабочего времени сотрудники тратят на свои нужды, на переписку в соцсетях, чтение новостей. Свои же прямые служебные обязанности выполняют с большим насилием над собой. Понять это можно, поскольку смысл ее далеко не всегда понятен и, как правило, работа эта неинтересная. Когда видишь, как всходит посаженное тобой растение, как оно реагирует на прополку или удобрение, как завязывается и созревает плод, это приносит какое-то глубинное внутреннее удовлетворение. То же самое можно сказать и о наконец-то заработавшем исправленном двигателе или завершенном строительстве. Служба же в офисе зачастую не реальная работа, а куча документации по ее поводу. Интересного в этом мало. Поэтому и неудивительно, что люди не кидаются с азартом выполнять что-то абстрактное. Как следствие имеем отсутствие инициативности, стратегического и даже тактического мышления и навыка к труду как таковому.

Потому что зарплата все равно капнет, а так, чтобы прям уволили, накосячить нужно уж очень сильно. Если вы думаете, что это только у нас, то заблуждаетесь. За границей все то же самое – из Facebook в рабочее время тоже никто не вылазит.

Стоит ли удивляться, что с помощниками в приходах все обстоит не самым лучшим образом? Объявления о предстоящих уборках, подготовках к празднику или других задачах обычно уходят как в песок. Остаются по большей части единицы. Помню, однажды после вечерней службы в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры верующие степенно обходили иконы и потихоньку направлялись к выходу. Тут на беду случилось ответственному послушнику попросить помощи с уборкой. Прихожане моментально утратили налет благочестия, мобилизовались и даже создали небольшую пробку у дверей. Остался ли кто, сказать не могу, так как из коллектива я выбиться не посмела и активно вносила свою лепту в давку. Но у меня, естественно, была уважительная причина: за мной уже приехал муж. Понятное дело, что у всех остальных мотивы были не менее вескими. Так мы все, опустив взгляд в пол, дружно и ретировались. Уверена, что подобных примеров из практики приходской жизни каждый может привести пачки. Заручиться чьей-то помощью можно разве что при личном обращении. Если же сказано всем, то можно считать, что не сказано никому.

Мне кажется очень важным самим себе признаться, что мы не имеем навыка к труду и избегаем ответственности. Благодаря современной цивилизации желание комфорта и его поиск доведены до бессознательного рефлекса. Нас со всех сторон убеждают, что наша цель – максимальное потребление и отдых, а не труд. Хотя Господь говорил наоборот: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
Мы привыкли думать, что ничего не успеваем и устаем, потому что много работаем. Да, жизнь сейчас очень информационно насыщена, и расстояния, которые приходится преодолевать ежедневно обычному горожанину, представителям прошлых поколений и в кошмарах не снились. Однако работали они не меньше. Не исключено, что нас больше утомляет бессмысленность наших занятий, чем они сами. Мы все время уставшие, и у нас никогда нет времени. Когда же выдается свободная минутка, то тратим ее чаще всего абсолютно бездарно и совсем не на то, на что собирались. Пожалуй, за усталость мы часто принимаем банальное уныние.

Естественным состоянием человека является желание что-то делать, а не стремление к отдыху. Может, это и есть одна из причин такого числа психологических расстройств и депрессий? То, к чему мы стремимся ради счастья, на самом деле как раз и делает нас несчастными? Люди, у которых все в руках горит, всегда веселые и жизнерадостные. Святые отцы при унынии прописывали в первую очередь труд. Так, может, не стоит ждать того времени, когда все наладится, будет хорошее настроение и самочувствие, чтобы наконец-то ринуться к свершениям? Вполне вероятно, что мы, как обычно, путаем причину и следствие.

Екатерина Выхованец

Социальные комментарии Cackle