Великая Суббота – Пасха прежде Пасхи

Воскресение Христово Церковь начинает праздновать не в саму пасхальную ночь, а еще в Великую Субботу.

На утрени мы уже слышим воскресные песнопения, на Литургии читается Евангелие, посвященное Воскресению (см. Мф. 28:1–20). Впервые после поста священнослужители переоблачаются из черных одежд в белые. Богослужебная атмосфера Великой Субботы не столько скорбная, сколько сдержанно радостная. Ад уже разрушен, диавол посрамлен, и Пасха уже совсем рядом, при дверях.

Тексты службы Великой Субботы удивительны. Поэтическая красота и богословская глубина этих песнопений позволяют назвать их высшим достижением православной гимнографии. Известные евангельские события предлагаются нам в осмыслении святых отцов, под взглядом которых Писание словно оживает, источая все новые и новые откровения.

***

Например, в последовании субботней утрени есть уникальная часть: пение 118 псалма с «похвалами» – краткими стихами, перемежающимися со строками царя Давида. В «похвалах» говорится о страданиях и смерти Богочеловека и о Его Воскресении; о чувствах Божией Матери, стоявшей у Креста; об Иосифе Аримафейском, об Иуде. С древнейших времен 118-й псалом христиане пели на похоронах. Соединяя его с «похвалами», мы как бы получаем погребальную службу Самому Спасителю, раскрывающую значение Его подвига.

«Якоже света светильник, / ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, / и отгоняет сущую во аде тьму», – поется в одной из «похвал». Здесь мы видим явную аллюзию на евангельскую Нагорную проповедь Спасителя: «Вы – свет мира… Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14–16).

Оказывается, Церковь видит в словах Господа пророчество о Его смерти и Воскресении. Сам Христос есть Свет (Ин. 8:12), Который оказывается под спудом, во гробе: «плоть Божия, под землю яко под спуд крыется», но ненадолго. Своим Воскресением Свет-Христос воссиял всему миру и светит во всей вселенной – в доме, который построил людям Бог. Христос и есть та свеча, о которой говорится в Нагорной проповеди.

Однако Воскресение нужно было не Христу – оно необходимо для нас. Христос воскрес для того, чтобы мы просветились светом Его благодати и явили миру красоту Лика Христова. Поэтому Господь и говорит: «Вы – свет мира». Христос прославил Отца Своим Воскресением для того, чтобы мы прославляли Отца нашего Небесного, распространяя в мире свет богопознания. Свеча, которую Господь обещает поставить на подсвечнике для освещения пути другим, – это также и мы, христиане.

А вот другой образ Христа – камень. «Живота камень во чреве прием, ад всеядец изблева от века иже поглоти мертвыя», – также поется в Великую Субботу. Христос именуется «камнем живота», т. е. «камнем жизни». Проглотив сей Камень, ад изблевал Его как предмет чужеродный адскому пищеварению, ибо во Христе не было греха. Вместе со Христом ад извергает и всех от века умерших.

Писание неоднократно называет Господа «камнем», причем с разным значением. Он есть «камень, который отвергли строители» и который «сделался главою угла» (Мф. 21:42), камень «претыкания и камень соблазна» (1 Пет. 2:7). «Кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44), – говорит Сам Христос. Моисей источает воду из камня, и апостол Павел открывает, что это тоже о Христе: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4). Почему в службе Великой Субботы Христос называется «камнем жизни»? Как мертвому телу несвойственно вставать, так и в камне не может быть дыхания, движения, жизни. Но Господь, став мертвецом, ожил, Он «первенец из мертвых» (Кол. 1:18). Поэтому Он и есть «камень жизни», из которого мы пьем воду бессмертия.

Но «камнем» может быть также и ученик Христов. Так, Господь Сам называет «камнем» первоверховного Петра (см. Ин. 1:42). Истинность и твердость исповедания делают человека камнем Христовым, и этот образ также переносится с Божественного Учителя на Его учеников.

Обратим внимание, что ад называется «всеядцем». До Воскресения Христова он пожирал всех – и грешных, и праведных – и не было иного исхода из земной жизни, кроме пути в ад. Теперь он разрушен и не может удержать никого. В аду после смерти оказываются лишь те, кто полюбил ад при жизни, оказавшись от Бога, те, кто добровольно разжигали в своей душе адский пламень греха и страстей, задыхаясь от гари, но не желая вдыхать чистый воздух веры и покаяния.

А вот и еще один символ Богочеловека: солнце. «Заходиши под землю Спасе, Солнце правды: / темже Рождшая Тя Луна печальми оскудевает, / вида Твоего лишаема». Оказывается, закат солнца и восход его, наблюдаемые людьми на протяжении тысячелетий, – это образы схождения Христа во гроб и Его Воскресения. В жизни нас окружают тысячи образов воскресения из мертвых, которые мы не замечаем. Восход и закат, зерно пшеницы в земле, гусеница и бабочка, замерзшие на зиму деревья – все свидетельствует о тайне Воскресения Христа и о будущем всеобщем воскресении.

Луною здесь именуется Богородица, ведь Ее слава есть отблеск славы Сына. Что такое Луна без Солнца? Обычное небесное тело, не имеющее света. Кто Мария без Иисуса? Святой человек, но не более. С Ним же Она – Богородица, Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Луна, родившая Солнце.

Замечательно показывает универсальное значение подвига Христова для живых и мертвых следующая «похвала»: «Вознеслся еси на древе, / и живущия человеки совозносиши: / под землею же быв, / лежащия под нею воскрешаеши». Господь совозносит с Собою живых и воскрешает мертвых. Отныне человек, пребывая на земле, способен одновременно обитать и на небе – духовно возносясь с Господом к высотам жизни во Христе. Дара Божьего не лишены и мертвые, ибо они воскреснут.  Когда мы стоим на похоронах и видим перед собой разверстую могилу, нужно помнить: Христос был там и вышел из недр земли. И оттуда выйдут все те, кто туда будет положен. Кстати, об этом свидетельствует само слово «хоронить». Похоронили – т. е. сохранили, спрятали до Страшного суда.

***

«Похвалы» Великой Субботы и все богослужение этого дня есть Пасха прежде Пасхи, предпразднство Христова Воскресения, учебник богословия, пособие по толкованию смыслов праздника. Всякий православный человек да не устанет изучать тексты церковных песнопений! Все мы стремимся в Царство Небесное, но это Царство есть реальность богослужебная. Там тоже поют, читают из книг, кадят, кланяются перед Престолом Божиим, прославляют Воскресшего из мертвых Спасителя. Полюбим православное богослужение сейчас, чтобы нам никогда не было скучно в храме Божием и чтобы радость осмысленной церковной молитвы непременно продолжилась в вечности. Изучение текстов Великой Субботы может стать прекрасным началом в этом увлекательном труде, обязательном для подлинного воцерковления.

Сергей Комаров

Теги

Социальные комментарии Cackle