Чем опасны неправильные апокалиптические настроения?

Размышляет иерей Андрей Чиженко.

Сегодня на современного православного христианина обрушиваются цунами информации, заставляющие сердечко его холодеть от ужаса, вселяющие в душу беспокойство. Масоны, жидомасоны, идентификационные коды. Приход антихриста уже состоялся, он уже в мире. Биопаспорта, в числах которых обязательно каким-то образом зашифровано отречение от Христа. Зло передается через электрический ток. Интернет, компьютер и телевизор – это «ловушки» диавола и прочее. Все эти псевдоправославные «ужастики» наворачиваются на одну ось: собственное толкование самой таинственной Книги Священного Писания Откровение святого Иоанна Богослова (по-гречески «Апокалипсис»).

Но такое возбуждение личной фантазии – это серьезная ошибка, которая ведет к повреждениям в духовной жизни и грозит духовному и психическому здоровью человека.

Об этом говорит сама Библия.

В конце 22-й главы Книги Апокалипсис святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19). 

Разве это не устрашающие слова? Если человек своим плотяным горделивым разумением будет что-либо добавлять к этой книге, то на него наложит Бог язвы, а если что-то будет удалять – Господь отнимет возможность войти в Царствие Небесное. Это великое и грозное предупреждение!

Примерно о том же пишется в Книге Деяния святых апостолов. Только здесь уже говорит прямо Господь наш Иисус Христос: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…» (Деян. 1:6, 7).

Также можно вспомнить Первое и Второе Послания к фессалоникийцам святого апостола Павла. Одним из побудительных мотивов написания Первого Послания к христианам греческого города Салоники была для первоверховного апостола Павла необходимость борьбы с еретиками, утверждавшими, что Второго пришествия Христова не будет, как и всеобщего воскресения мертвых. Солуняне приняли догмат, раскрытый им по внушению Святого Духа апостолом Павлом. Но человеческая природа немощна. И у христиан Фессалоник произошел перегиб. Они слишком рьяно стали готовиться к скорому концу света. Поэтому апостол написал для них Второе Послание, в котором сказал: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1).

Приведем слова из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань»: «Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире, и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто-то принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит святитель Василий: “Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказания мужей преподобных»; внемли и тому, что вещает пророк Давид: поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи (Пс. 118:85). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хоти знать, кроме Господа Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2:2), кроме Его жизни и смерти и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Егоˮ».

Однажды в некое духовное заведение приехал афонит специально для встречи с воспитанниками. Когда ему задали вопрос об идентификационных кодах, масонах и прочем, он сказал такую фразу: «Не о том надо думать, не о том…»

В моей жизни был следующий случай. На книжный рынок вышло одно любопытное произведение, которое рассматривало вышеуказанную тематику. Я им заинтересовался. И даже стал искать книгу. И почти нашел. Но вдруг внутри себя я почувствовал угнетающий душу дискомфорт. Тяжелое мрачное чувство навалилось на меня. Появились беспокойство, раздражение, страх, подозрительность, тревога.

И я подумал: «Да, вот сейчас я возьму эту книгу и начну читать – обо всех этих темных делах, интригах, кознях и прочем. Да, я буду это знать, но что мне – к моему пути ко спасению – добавит это знание? Ничего, кроме тревоги, страха и обостренного чувства несправедливости, быть может, вызывающего совсем не христианские чувства обиды, злости, ярости. Я буду жить в постоянной тревоге. Готов ли я к этому? Нет».

Потому, что, как писал Фридрих Ницше, нужно не забывать: если ты смотришь в бездну, то и бездна смотрит в тебя. И если ты рассматриваешь сатанинские дела – диавол может через это рассматривание приблизиться к тебе.

И тогда мне подумалось: «Я столько не прочитал еще произведений святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова, египетских и афонских отцов. Это живительные и спасительные родники словесной святой воды. А захотел выпить ведро с мутной водой, которым была данная книга. Зачем смотреть в бездну? В сатану? В дела его? Наипаче нужно вперить свой ум во Христа, Который даст чистоту, свет, спасение».

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6:22).

Чем же так опасны неправильные апокалиптические настроения?

Они заставляют человека «выйти из себя», отвратиться от заботы о своем внутреннем человеке, от изучения себя, что является важным элементом на пути ко спасению, и выбросить свой ум, свою душу, свое сердце в земную юдоль – в поиск внешних врагов (масонов и пр.), в поиск земной справедливости (а она, как известно, никогда не настанет по причине поврежденности мира грехом), в поиск возможностей создания некоего «православного земного царства», хотя Отечество наше не здесь, но в горней, и Царствие у нас Небесное, но не земное, не от мира сего.

Такие принципы устроения духовной жизни являются в корне неправильными и прямо противоречат Евангелию и всему аскетическому деланию святых отцов.

Об этом Господь нам говорит прямо: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20, 21). В 22-й главе Евангелия от Луки Спаситель рисует перед учениками картину конца мира и прямо говорит о том, как человек может избежать апокалиптических бедствий: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21:36).

И еще, дорогие братья и сестры, хочется обратить ваше внимание на молитвословия начала Божественной литургии, в частности на мирную ектению. Она начинается словами «Миром Господу помолимся». С одной стороны – это всем миром, всем народом стать на молитву. Но с другой, внутренней стороны, говорится о том, что нужно начать молитву в мирном устроении духа. То же прописано и во всех православных молитвословах: «Затем немного подожди, пока чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным». Но где ж то бедненьким им прийти в тишину, если кругом жидомасоны обложили и загнали всех нас в электронный концлагерь, тут не до молитвы! Нужно действовать. И человек делает шаг в сторону от спасения. Он «выходит из себя», теряет внутренний покой, в котором органически рождается молитва.

Что же обозначает призыв Спасителя к бодрствованию? Преподобный Никодим Святогорец отвечает в своей книге «Невидимая брань»: каждый человек в сердце своем должен иметь словно крепость, в которой нет никого, кроме него и Бога, где, собственно, и происходит его общение с Господом, бесконечное движение к Нему. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в одной из своих проповедей называл такое состояние человека внутренней пустынькой, а митрополит Антоний Сурожский – внутренним Святое святых человека, где происходит общение с Богом.

Бодрствование – это внимательное покаянное изучение самого себя для того, чтобы не допустить в сердце ничего плохого. Бодрствование – путешествие внутрь самого себя. Как писал митрополит Антоний Сурожский: «Одна из причин, почему грех так легко в нас действует та, что мы боимся жить глубоко, зачерпнуть, глубоко, заглянуть глубоко; нам легче жить на поверхности. Мы знаем, как справляться с поверхностными бурями, а пойти вглубь иногда очень страшно, потому что, когда идешь вглубь, сначала входишь в область понимания, тишины, а потом начинают подниматься прямо чудовища морские, чудища, и делается страшно. И в результате мы не доходим до того места, где могли бы встретить свою совесть и Бога, потому что Он нас ждет глубже чем эта поверхность. Он нам сказывается в этой поверхностной форме заповедей и явлением того, что такое подлинный истинный человек во Христе. А свои глубины мы должны познать – да дерзновенным уходом в глубь».

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем уходить в сторону – в дебри, топи, лабиринты и хитросплетения этого мира, в которые нас так соблазнительно, ярко, потрясающе манят неправильные апокалиптические настроения. Нас ждет неизмеримая и прекрасная глубина своей души. И Бог в самой сердцевине ее.

Иерей Андрей Чиженко

 

Опубликовано: Wed, 15/08/2018 - 11:47

Статистика

Всего просмотров 385

Автор(ы) материала

Популярное за 7 дней

Социальные комментарии Cackle