Архм. Алипий (Светличный): Я — пылинка, сегодня живу здесь, завтра — умру
Отчего разваливаются семьи и общество, и был ли Христос патриотом? «Насильно мил не будешь», а — насильно не милым? Когда можно возвышать голос, и зачем ходить в храм? В интервью с архимандритом Алипием (Светличным), настоятелем столичного храма во имя свв. апостолов Петра и Павла.
Если мы хотим сохранить семью, то первым дело — прекращаем говорить о политике
— Отче, сегодня мы наблюдаем раскол в обществе, семьях, общинах. Возникла ненависть между близкими людьми. Как в такой непростой ситуации должно вести себя христианину? Как пробудить в людях истинно христианский дух?
Вспоминаю надпись на кольце царя Соломона – «Всё проходит, пройдёт и это». Лично меня это утешает и даёт надежду.
— Действительно, на кольце царя Соломона именно такая надпись и была. «Всё проходит, пройдёт и это». Надпись на кольце мудрейшего человека. Она и сегодня для нас — подсказка.
Давайте вспомним, сколько раз в истории менялись границы разных государств. Огромное количество раз.
Вспомним историю Украины. Предположения и гипотезы историков по поводу того, кто жил на земле, которую мы сегодня именуем Украина. Огромное количество народностей здесь жили, существовали или какое-то время пребывали. Один народ сменял другой... Всё меняется, всё колышется, и глупо рассчитывать, что границы государства, да и само это государство будут существовать вечно. Надо быть готовым к переменам.
Именно это и есть — начало христианского подхода к жизни. Когда мы, люди, ничего не можем сделать, ничего не можем изменить — мы должны настраиваться на христианский лад. То есть смиряться перед обстоятельствами, довериться Божественному промыслу о нас.
Главный лейтмотив в христианстве – это поиск в себе Царствия Небесного. Всё прочее — бренно, то есть недостойно пристального внимания и заботы.
Можно долго спорить о справедливости и несправедливости. В Священном Писании слово «справедливость» — одно из определений, описывающих праведность людей. Справедливость — вещь индивидуальная. Не может быть государство справедливым, как не может быть государство праведным. Человек же может быть справедлив, так как он может быть праведным.
По поводу ссор в семье. Если люди начинают ссориться с родными, значит — они не создали крепкую церковь в своей семье. Господь очень интересную вещь приоткрывает, говоря нам о браке устами апостола Павла. Он ясно и чётко расставляет приоритеты: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее; а жена да боится своего мужа… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем... » (Еф. 5, 24-33).
Бояться – не значит «трепетать, ужасаться», а значит — «бояться потерять любовь Христову» – для Церкви, «потерять любовь мужа» – для жены. Это – главное. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» Еф. 5, 22-23). Апостол Павел говорит, что муж должен поучать жену. В крепкой семье, общине, конечно же, никаких расколов быть не может.
А если каждый член общины, каждый член семьи упорно выдвигает своё видение происходящего как окончательную и неизменную точку зрения, с которой он ни за что в жизни не сойдёт, «потому что у нас демократическое общество» — то ломается понятие христианства. Такая семья и такая община, к сожалению, обречены на развал. В них не царят звуки мудрости.
Если мы хотим сохранить семью, сохранить друзей, то первым делом – прекращаем говорить о политике. Надо находить темы, которые объединяют. Это забота о семье, близких, это умение видеть торжество творения Божия друг в друге, мы ведь — образ Божий.
Христос не был патриотом. Римская империя потерпела крах именно из-за патриотизма
— Что является патриотизмом в действительности?
— Христос никогда не был патриотом. Вот древние иудеи времён Ветхого Завета – были патриотами. А Христос — не был. Апостол Павел говорил: «С эллинами — как эллин, с иудеями — как иудей». И можно было бы продолжать этот список дальше… Важен был патриотизм по отношению к Царствию Небесному. Апатриотичность Христа входила в противоречие с римской идеологией, которая была очень патриотична, собственно патриотизм и был идеологией Древнего языческого Рима. Вся Римская империя зиждилась на патриотизме, потому и потерпела серьёзный крах. Ведь достаточно было серьезного поражения на поле боя, как римляне стали «терять почву под ногами», им больше не на что было опираться. Их не держала ни религия, ни их право, ни культура. Они перестали быть народом, утратив позиции мирового господства.
Христос был тем, Кто нёс неприятные для нас вещи и суждения. Далеко не все могут легко принимать то, чему учил Господь. Например, рассказывают Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус отвечал на это: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк. 13, 2).
Вспоминаются строки из Исповеди блаженного Августина: «Легко человеку, если он полон Тобой; я не полон Тобой и потому в тягость себе». Совершенно верно. Христианам важно видеть безграничный образ Божий во всей Его гармонии и красоте. Во всём. Не разделяя Его. И не утверждая себя на том или ином месте или поприще. Мы можем говорить как о своём – только о сердце. И то — о том, которое просит Господь: «Сыне, дай мне сердце твое». Это единственное, что не принадлежит Богу. Но и сердце предпочтительней будет отдать Господу — так будет правильно, ибо тогда мы полностью будем Божьи люди.
Можно любить что угодно вокруг себя – пустыню, горы, море, но всё это, в любом случае, создано Богом и принадлежит Богу, а не мне. Я по отношению к этому – ничто. Я — пылинка, сегодня живу здесь, завтра — умру.
Если и принадлежали мне какие-то земли, то когда умру, что мне будет с того? Господь говорит об этом в притче о неразумном богаче: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20).
Нам кажется, что мы будем жить десятилетиями. Может быть, и так. Но что нам дадут эти десятилетия? Если мы насильно перестанем любить ту или иную страну, ту или иную нацию, то или иное место только потому, что нам кажется, будто там поступают несправедливо, недостойно по отношению к нам. Или, напротив, проникнемся любовью к народам и землям, которые, как нам кажется, принесли нам благо, то мы окажемся глупцами! Потому что всё это все равно не наше. Мы прилепляемся к зыбкому, оно — творение Божие. И управляется не нами, но Творцом! Божия красота, которая дана нам для того, чтобы мы познавали через неё Царство Божие. Вот Царствие Небесное — наше! Так, пойди же, человече, и воспользуйся этим даром, ищи Царство, которое тебе дано от твоего Крещения в купели очищения!
На этой земле и в этом мире ни один человек не является хозяином. Человек Богом предназначен для совершения определённого вида деятельности. Каждый трудник — не слепой исполнитель чьей-то воли, а творец, соучастник в совершенствовании Божиего творения. Все, что ты делаешь профессионально, все, что ты совершаешь в своей личной жизни, есть исполнение Божиего задания, которое нам дано.
Паисия Святогорца спрашивали, зачем нам даны домашние животные – коты, собаки? Старец говорил: «Для того, чтобы они напоминали нам о рае». Вся земля, во всем её величии и красоте – это напоминание о будущей жизни, которая в тысячу раз лучше и прекраснее этой. Земная жизнь — только слабое напоминание, неотполированное зеркало. Видим отражение, но оно слабое, размытое, не четкое. Однако и оно уже достойно нашей любви, поскольку Божье.
Те, кто перестают любить инакомыслящих насильно, — безумцы
— Люди перестают любить то, что любили раньше. Насильно. Как такое возможно?
— Перестать любить насильно могут только безумцы.
Если что-то нравится, если есть у кого-то талант, если где-то возникает красота, то мы чувствуем эту красоту, выискиваем эту красоту.
Кому-то нравится чёрный квадрат Малевича, кому-то — нет. Я, например, не испытываю благоговения перед Джокондой Леонардо да Винчи. Я не могу перед ней стоять часами, пытаясь постичь тайну. Однако я уважаю талант Леонардо да Винчи. Более того, я даже уважаю первичный замысел Малевича (хотя мы знаем, что «Черный квадрат»- это противопоставление иконе, вызов!) Уважаю, в силу того, что человек выложился, не побоялся выставить и показать нечто глубинное, задуманное им. Мы можем признавать талант Малевича, можем не признавать, можем сказать: «Мы ещё до этого не доросли». Однако то, что создано Богом, то, что является творением Божием, гармонирует с нашим внутренним миром, и мы не можем не признавать эту красоту. Мы не можем её отрицать. И мы идём к Господу – через красоту.
А значит говорить, как некоторые субъекты, «мы теперь тех или иных людей насильно перестанем любить, потому что они поступили вопреки нашему мнению» – это абсурд. Специально для таких субъектов звучали слова Господа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мтф. 5, 44).
Если хотим заступиться не за себя, а за пострадавшего — можем протестовать
— Сегодня, как никогда, мы можем потренироваться в воплощении в жизнь этой заповеди… А когда протест возможен? Или он неуместен в принципе?
— Протестовать люди, безусловно, могут. Хотя бы потому, что они свободны.
Но о чём должен быть протест? Мы должны определиться. Если жена подала слишком горячий борщ, то протестовать на этот счёт, швыряясь тарелками, ложками – не умно. Согласны? Если народ страдает, и мы хотим защитить этот народ, этих людей, не за себя лично заступаясь, а выступая за того, кто пострадал – в таком случае протест нужен. И он должен быть принят с благоговением, как жертвенное действие, действие честности и чистоты.
Но в то же время мы должны быть очень осторожны с протестами, памятуя , что первый протестант был верховный Ангел, который называется Люцифер. Тот самый, который протестовал в силу внутреннего неприятия Божественного промысла.
Если мы понимаем промысел Божий, то вправе и протестовать. Если же мы ещё не сделались чистыми, чтобы видеть вокруг себя, где чисто, где грязно... Тогда мы не имеем право возвышать голос и достигать протеста — доколе через покаяние не придём в эту чистоту, которая позволит нам различать, где грязь, где величие, где неправда, а где — правда. Только для этого надо самому быть предельно правдивым, чтоб определять, где правда, а где её нет.
Кроме исполнения профессиональных, семейных обязанностей, мы должны принести плод духа — любовь, мир, веру...
— Сегодня всё чаще слышишь: «Зачем мне ходить в Церковь? У меня Бог в душе… Мне не нужны посредники».
— Да, это из той же оперы. Хочется воскликнуть: «Безумец! Неужели твое сердце уже соделано престолом Божиим, чтоб ты имел право заявить, что Он в тебе находится?! Неужели твое сердце настолько прекрасно, чисто и величественно, настолько безупречно, что на нём может восседать Господь?!»
— Многие говорят: «Я и так помогаю бедным, детским домам, нуждающимся…»
— И дело не оправдывает, и вера не оправдывает. Только — сочетание веры и дела. Дело показывает нам, что есть наша вера, а вера проявляет себя в делах. Первоначально для иудеев дано было дело. Господь относился к ним, как к детям. Он даёт им законы, по которым учит их жить, вплоть до мелочей, до подробных разъяснений: что есть, что пить, как одеваться. Объясняет, как должны сочетаться нитки, говорит о лопатках для испражнений…
Так учим мы своих детей, говоря им: «Вот это — розетка, к ней нельзя прикасаться». Это не значит, что когда дети повзрослеют, они не смогут подходить к этой розетке. Нет, конечно. Взрослый сможет ею пользоваться, научившись у своих дедов и отцов. И даже сможет её починить. Но вначале надо было изучить всё, что касается этой розетки, чтобы можно с ней было безопасно манипулировать. Точно так же и здесь. Евреев учили трудиться, проявлять себя в деле для того, чтобы со временем они научились видеть, что есть первично, а что — вторично.
Приходит Господь, Он говорит о любви. Говорит о высоте веры, которая невозможна без любви. А доказательство веры – в делах.
Важно помнить, что кроме исполнения прямых своих обязанностей — профессиональных, семейных, общественных — мы должны также совершить самое главное, к чему Господь нас призвал, должны принести плод духа. Это любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5), это духовная красота, которую человек должен явить трудом всей своей жизни. Беседовала Наталья Горошкова
Опубликовано: Fri, 21/11/2014 - 07:58