36. недеља по Духовима: како нас слепац из Јерихона учи да изговарамо Исусову молитву

Недеља 36. по Духовима. До Великог поста има још доста времена. Више од месец дана. Али његова мелодија већ почиње да звучи као пастирски рог иза шуме у даљини. Зашто?

В эту Неделю на воскресной Литургии читается евангельское зачало, которое в календарно-литургической практике Церкви получило название «об исцелении слепого». Данное зачало короткое, потому приведем его полностью: «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18:35–43).

Почему же здесь есть нота великопостной тематики? Потому что следующая глава Святого Евангелия нам повествует об обращении к Богу иерихонского мытаря Закхея. И эти события – исцеление слепого и исцеление духовное Закхея – связаны. И временно (они шли один за одним в хронологической последовательности), и по смыслу.

Сначала Спаситель на подходе к Иерихону исцелил слепого, а потом, войдя в Иерихон, привел ко спасению Закхея. И потому данные евангельские зачала читаются на двух воскресных богослужениях подряд. О слепом – 11 февраля, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице. О Закхее – 18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице. А уже со следующего воскресенья после Недели, когда читается евангельское зачало о Закхее, начинаются предуготовительные недели перед Святой Четыредесятницей. Вот откуда великопостная тематика.

Но обратимся к иерихонскому слепому. Услышав, что идет Христос, болящий начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Что это за молитва? Конечно, древняя форма Иисусовой молитвы, которая сегодня звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Болящее, кающееся, желающее исцеления сердце слепого само по внушению Святого Духа сотворило эту молитву. И это настоящее чудо! Потому что на данном евангельском примере мы видим, что в каком-то смысле Иисусова молитва – это идеальная форма молитвы, которая искренно рождается в человеческом сердце, устремленном к Богу. И потому такую молитву слышит Господь. Он открывается молящемуся и исцеляет его. Люди заставляли слепого замолчать, «но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:39).

И Господь наш Иисус Христос останавливается, обращает внимание на слепого. И исцеляет его. Тот прозревает. А дальше мы видим, какое правильное сердечное устроение было у слепого. Как только Бог его исцелил, бывший слепой «пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18:43). Т. е. исцеленный не бросил Господа, но наоборот, явление Бога родило в нем ангельское благодарение и желание всегда быть со Спасителем. И он пошел за Христом по дороге. И это исцеление, и пламенная вера слепого имели большое влияние в народе. Потому что весь народ (а в Евангелии употребляется именно это множественное целостное число) тоже проникся ощущением Бога, Его благодатью. И воздал хвалу Богу.

Мне думается, это было великое, почти пасхальное мгновение! Так и мы должны внутри своего сердца, во мраке личных грехов, в слепоте суетности и многопопечения, в темноте заблуждений творить Иисусову молитву. Бесы, страсти, мир будут кричать нам: «Замолчи!» А мы еще сильнее, еще покаяннее, еще упорнее должны творить молитву и стоять в Истине Церкви Божией. И Господь обязательно остановится и спасет и нас, и близких наших, и народ, внутри которого есть те, кто способны творить молитву.

Протоиерей Андрей Чиженко
 

Социальные комментарии Cackle