Святитель Патрик и его День

Я просыпаюсь сегодня
Великою силою
Призыва Троицы Святой
И верю в Триединство
И исповедую Творца…
Лорика (гимн) Св. Патрика

17 марта западный христианский мир отмечает День Св. Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших, и оно никак не связано с привычными в Европе и США весёлыми карнавалами. Св. Патрик во второй половине XX века объединил многих христиан различных конфессий, для которых принципиальным остается почитание Христа Спасителя.

Всё дело в личности этого святого и тех людей, что необъяснимым образом чувствуют связь с ним, и в том, что с XIX века стало принято называть «кельтским христианством» и наследием кельтской Церкви.

Жизнь каждого человека, особенно если исторически он отдалён, интересна, а учитывая специфику отдаления, – неожиданно интересна. (Как предложение, в котором хочется поставить точку с запятой (;), – поскольку того требует «высший синтаксис».) По-видимому, это связано с тем, что она не похожа на нашу (не «совпадает»), но всегда хочется узнать, как другой человек использовал «шанс её прожить», предоставленный всем. Чем наполнил «часов и дней неумолимый бег» (Киплинг), какие люди, вожди, книги, поэты его окружали, куда и как далеко «заводила речь» (Бродский).

Читая жития святых, мы, конечно же, запоминаем яркие события, мистические потрясения, пророческие слова, восхищаемся чудесами, но самое главное – пытаемся разгадать, «сколько Христова» было в почитаемом человеке, как Небо отразилось в его личности и Промысел блистал в судьбе. Слова Псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих» – не восклицание (по форме – да), но прежде всего – Свидетельство.

О таких, как Св. Патрик, блаженный Августин говорил: «Они призваны не потому, что святые, но святы, потому что призваны». А Патрик был призван крестить Ирландию, хотя прежде он успел побывать там как раб. История его жизни словно предречение об ирландских земных драматических путях, наполненных борьбой, верой, стремлением к независимости, свободе. И это первая причина горячей любви ирландцев к Патрику. Она и объясняет смысл национальной поговорки: «В День Св. Патрика все жалеют, что они не ирландцы».

«Самый некельтский из кельтских святых», Патрик родился в 389 году в Британии, в священнической семье. Шестнадцатилетним его украли пираты и продали в рабство ирландцам. Лишённый свободы, юноша некоторое время пас овец в горах «Изумрудного Острова»; затем, ведомый ангелом, однажды удачно бежал на континент. Подвизался в европейских монастырях, учился у великих подвижников острова Лерин. Вдохновлённый христианской аскетикой (в т.ч. и восточной), принял монашество; был посвящён в епископский сан римским первосвященником и в 432 г. вернулся в Ирландию, но не как раб, а как Пастырь. Он говорил: "Я поступился своей свободой, которой обладал от рождения, ради блага других, и если бы был найден достойным, то отдал бы даже жизнь за имя Божие" ("Исповедь").

Ему предстояло в течение 30-ти лет проповедовать Евангелие, основывать монастыри, школы, библиотеки, строить храмы. Он объединил языческий кельтский народ верой во Христа так, что в краткие сроки ирландцы, поклонявшиеся солнцу-светилу, обратили свои молитвы к Солнцу – Правды, Христу Спасителю. Друиды засыпали свои костры, барды переиначили старые легенды на новый лад; трилистник стали почитать как символ Св. Троицы; и даже змеи навсегда покинули ирландские болота. Захолустная провинция Европы, «могила, заросшая бурьяном» (Каванах), начала, благодаря Патрику, превращаться в «Остров Покаяния», а «сумрачная прелесть кельтских легенд» (Честертон) проросла в религиозный романтизм Средневековья. Эйре (древнее наименование Ирландии) стала землёй Церкви, хранилищем Культуры. И это – вторая причина любви-благодарности.

Выше упоминаемая поговорка, без сомнения, несколько наивна, если не сказать, самодовольна, но фокус в том, что русского аналога у неё и вовсе не существует. Дело, конечно, не в нашей напыщенности и псевдосерьёзности, а, скорее, в специфическом чувстве юмора, побаивающемся косых взглядов и недомолвок. Но Св. Патрика Россия в последние 20 лет искренне полюбила. За что?

Быть может, потому, что, во-первых, он святой, причём какой-то "не вполне католический". Празднование его Дня – это попытка сказать про Истину Радости христианства ярко, свежо, по-весеннему. Приходит Патрик – и бежит зимняя нежить: «Я иду в этот день со Св. Троицей! Хэй-хэй». Ирландскость просыпается в русской душе.

Во-вторых, он дарит карнавал, исполненный христианского смысла, а это уж точно наша традиция масленичных шествий, и дело не в «Гиннесе» и пестроте нарядов, а, скорее, в том любимом и подзабытом чувстве свободы. Ирландцы, как нация, универсальнее в чём-то нас. Они называют свою родину: «Остров Покаяния», «Земля Святых», но не «Святая Ирландия». Они скромнее. И здесь дело в том, что у кельтов вообще никогда не было своего государства, имперский червь их души не точил. Они не знали искушений Византийского деспотизма или римской «политичности». Их самый известный христианский король Артур сидел за круглым рыцарским столом как равный, а не возглавлял всякие конклавы. И Патрик, перемешавший в этом "котле Мерлина" кельтские племена, был терпимым миссионером-проповедником V века. И ещё Патрик – один из тех, кому посвящены слова Честертона: «Свеча, осветившая Европу».

В-третьих, Св. Патрик объединил нацию, придав её существованию христианский смысл, а это очень важно, поскольку любить народ только за то, что он именно этот народ, а другого не случилось, – натяжка и ложь. Народ следует любить за то, сколько в нём сокрыто христианского, вечного… «Одно, должно быть, дело – нацию крестить, а крест нести – совсем другое…» (Бродский). Так вот он и крестил нацию и нёс свой крест – и это ещё одна причина любви к нему во всём верующем мире.

Будь во мне и будь повсюду!
За спиной и пред очами!
Будь и там, где завтра буду,
И развей мои печали!
Будь и выше, будь и ниже!
Будь в тиши и ратной брани!
Будь в сердцах меня любивших!
Будь в устах прохожих ранних!
Лорика. Гимн Св. Патрика (7 век)

Протоиерей Александр Шабанов

Радонеж

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle