Каким станет мир после Эсхатона

Самый удачный способ завершить рабочую неделю выбрали посетители галереи «Соборная» Духовно-просветительского центра при Кафедральном соборе УПЦ, которые в пятницу 27 января пришли на встречу с профессором Киевской духовной академии архимандритом Сильвестром (Стойчевым). Этот вечер был посвящен теме, которая не оставила равнодушным никого — «В чем смысл жизни? Как найти своё предназначение».

Неожиданно для слушателей оказалось, что эти важные и настолько привычные для нас вопросы отсутствуют в богословии святых отцов Церкви. Как же так? Отец Сильвестр разъяснил: «Для святоотеческого мышления было характерно, что это само собой разумеется. Полагалось, что смысл человеческой жизни — это стремление ко спасению. Все остальное отходит на задний план. То есть, какое бы положение не занимал человек, какой бы социальный статус не имел, если он христианин, его задача — это спасение. Соответственно, зачем рассуждать и говорить о смысле жизни, если это и так очевидно. Борьба со страстями, воссоединение с Богом и стремление к обожению. Вот таково вкратце рассуждение святых отцов о том, что такое жизнь и как ее правильно строить».

Но все изменилось в Новейшее время, когда поменялись мировоззренческие ориентиры, Церковь стала утрачивать свои позиции в обществе и появилась религиозная философия.

«То есть людям не достаточно просто сказать — спасайся о Господе и все. Они хотели и, наверное, будут хотеть объяснения всего, что их окружает, исходя из принципа их веры, их мировоззрения, стиля мышления и стиля жизни. Поэтому в конце IX – начале XX веков и в западной философии, и в русской философии одна за другой начинают появляться книги, посвященные смыслу жизни», — объяснил священник.

Но и само понятие «смысл жизни» настолько широко, что не может быть ужато в рамки рациональной категории. Как минимум, можно говорить о глобальном и личностном измерении этого понятия. Архимандрит Сильвестр обратил внимание на то, что полезнее и намного содержательнее размышлять не об абстрактной вселенской гармонии, а о смысле жизни конкретного человека, сидящего сейчас в этой аудитории.

По словам профессора КДА, философия сформулировала три основных пути решения этой проблемы:

1. Жить ради удовольствия.
2. Стремиться к самосовершенствованию.
3. Приобретать добродетели.

С христианской точки зрения, можно говорить о духовном совершенствовании и стяжании добрых качеств души. Но на пути к обретению подлинного смысла жизни неизбежны искушения. Первое из которых — иллюзия того, что можно стать духовным человеком, не научившись естественным человеческим добродетелям. «В конечном итоге и дары Святого Духа не приобретаются, и чисто человеческие качества можно растерять.

«Знаете, существует такой упрек в сторону христиан, что мы раздражительны, злопамятны, нетерпимы… К великому сожалению, зачастую это соответствует действительности. Потому что мы бросили заниматься чисто человеческими моментами. Нам показалось, что мы выше этого. Но и настоящего подвига, который мог бы привести к стяжанию даров Святого Духа, мы тоже не предприняли. Соответственно, мы остаемся ни с чем. Этого искушения нужно избегать».

Второе препятствие — попытка найти смысл жизни в чем-то масштабном. Но все дело в том, что в этой ситуации мы пытаемся изменить свое окружение и социальный статус, которые промыслительно устроены Богом для нашего спасения.

Архимандрит Сильвестр так сформулировал практический смысл жизни христианина: «Мы должны оставаться христианами в любой ситуации. Стяжать добродетели в повседеневной жизни. Быть христианином в своей семье не менее тяжело, чем решать глобальные проблемы человечества. И для этого необходимо постоянство, чтобы приучить свою волю к добру».

Но что же в конечном итоге получит человек? Профессор КДА дал ответ и на этот вопрос: мы должны прожить так, чтобы мир после Эсхатона (конца времен) и Страшного суда стал нам родным домом.

Олег Карпенко

Социальные комментарии Cackle