Что делает нас несчастными, обрекает на невосполнимую пустоту

«Делай деньги, делай деньги, позабыв покой и лень, делай деньги, делай деньги, а остальное все – дребедень». Жизнь показывает, что плохо заканчивают все девочки и мальчики, которые прислушались к советам  небезызвестной песни «О мальчике Бобби, который любил деньги». 

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ подтверждает это.

– Какую опасность таит страсть любостяжания? И чем любостяжание отличается от сребролюбия?

– Любостяжание и сребролюбие близки по природе. Любостяжание – это любовь вообще к приобретению разных вещей, а сребролюбие –  пристрастие к деньгам.

В наше время привязанность к финансам считается положительной чертой, ведь как же без них обойтись. Вся наша жизнь, вся экономика и культура, направлена на то, чтобы удовлетворить эту страсть. И  если человек не имеет духовного стержня, если он не понимает, что нужно стремиться стяжать не только материальные средства, а в первую очередь богатства духовные, любить Господа и преображать себя благодатью Божией, то тогда эта страсть развивается до неимоверных размеров, так, что человек не может остановиться. Приобретая что-то, ему хочется все большего и большего. Но в результате постоянной гонки за накоплениями в его душе образуется пустота, которую ничто земное заполнить не может. Эту пустоту в силе заполнить лишь Бог.

Блаженный Августин пишет в своей книге «Исповедь»: «Ты создал нас для Себя (Господи),  и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». По-другому не бывает.

– Сребролюбие не случайно апостол Павел называет корнем всех зол.

– Да, все революции, войны, личные и семейные проблемы большей частью  имеют в основе именно эту страсть.

К примеру, люди поженились, у них есть какое-то маленькое имущество. Потом семья начинает что-то приобретать, у кого-то лучше работа и больше получается зарабатывать – возникают укоры и, в конце концов, происходит разрушение семейной жизни. Человек, находясь во власти сребролюбия, не понимает, что фундамент отношений – взаимное согласие и любовь, а не деньги.

Мы, христиане, конечно, не питаемся одним Духом Святым, мы нуждаемся в пище,  крове, одежде. Без них не обойтись, но главное – знать во всем меру.

– А какая мера должна быть? Как ее определить?

– Важно тем, что у нас есть, что дает нам Господь, уметь послужить ближним. Это самая важная мера. А если мы заботимся только о себе, тогда начинаются проблемы.
Святой  псалмопевец Давид говорит: «Богатство аще течет, не прилагай к нему сердца». Нам не следует к деньгам прилепляться, надо ими уметь лишь пользоваться, как и другими вещами. Стяжание не должно заслонять от нас Бога и ближнего. Если  это происходит, мы на пути к погибели.

Например, вчера мы с Иваном Васильевичем хорошо общались, пока не возник какой-то материальный вопрос, вследствие чего наши отношения разрушились. А до этого мы были лучшими друзьями, но когда он у нас денег попросил или вовремя не вернул долг, нашей дружбы как будто и не было. Подобного не должно быть.

– Эту страсть можно побороть?

– Самое верное и важное средство для борьбы с любостяжанием – это милосердие. Мы должны развивать его в нашем сердце.

Любостяжание из злого сердца проистекает, поэтому нужно стараться наше сердце сделать милующим, т. е. смягчить его. В этом помогает и пост, и молитва, и милостыня.

Может, иногда нам не хочется помочь нуждающемуся, но нужно себя понудить, заставить это сделать. Тогда незаметно корень этой страсти подсекается.

Следует прилагать усилия в борьбе с любой страстью, чем-то жертвовать. Если нет жертвенности, если мы не берем крест и не подражаем распятому за нас Христу, мы не можем исправиться.

Беседовала Наталья Горошкова

Социальные комментарии Cackle