Митрополит Арсений о раскольниках: Если нет благодати, то и рассудка Божьего нет

Есть различие между хорошим человеком и благодатным священником, имеющим силу Божью в своих таинствах, в своих действиях.

О причинах творящегося в мире зла и пути преодоления глубокого нравственного и духовного кризиса в обществе рассказал журналистам НТН наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений. Отвечая на один из основных вопросов четвертой части интервью – об отношении к институту капелланства – владыка Арсений отметил, что он может быть создан только на основании канонической Православной Церкви. Раскольнический «Киевский патриархат» безблагодатен, поэтому не имеет той силы, которая способна привести человека к преображению и спасению.

– Каково Ваше отношение к институту капелланства, сейчас об этом стали говорить и предлагают вводить должности штатных священников в войсках. Ваше мнение по этому поводу.

– Моё мнение только положительное и позитивное. Но тут вопрос так стоит. Вы знаете, в своё время Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди сказал, что когда он посещал тюрьму, то спросил у начальника тюрьмы: «От чего больше всего люди страдают в тюрьме? Что им больше всего приносит страдания?» Очень интересный был ответ: «От той системы, которую они сами себе создали, от отношений, унижающих личность человека, от тех ценностей, которые они себе создали, от тех правил жизни, которые они себе на зоне создали. Вот от этой системы они страдают больше всего, всё остальное – второстепенное».

Но что такую систему породило? Это грех, преступление, и, соответственно, поражённый грехом человеческий разум и чувство воли породили такую систему. Так вот, если мы живём в грехе в обществе, то точно так же и общество порождает такую систему отношений к ценностям. И люди становятся друг другу не брат, а друг другу враг. Потому что люди без Бога. Ещё Достоевский Фёдор Михайлович сказал, что «русский человек без Бога – дрянь, а не человек». Недаром наши деды и прадеды говорили, и это опыт жизни – «Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за край моря». Так и тут соответственно. Мы должны людям напоминать о совести, напоминать о том, чему мама их учила, чему учителя учили, чему Церковь учит, чему совесть учит.

Мы у людей образ Божий должны воскрешать. Вот в старину, я вспоминаю своего дедушку, идут люди по улице: «Здорово, Иван Фёдорович!» А он картуз снимает: «Здоровеньки булы», обнажая голову свою перед человеком, как перед образом Божьим. Каждение по храму священник совершает – он кланяется, кадит иконы, потом поворачивается – кадит и кланяется народу, в каждом человеке почитая образ Божий и кадя его, как святыню. Поэтому и мы к каждому человеку точно так же относимся. Независимо от того, или он политик, или власть предержащий, или военнослужащий, или мирянин, кем бы он ни был, он – человек, прежде всего. И мы же тоже не по категориям крестим, венчаем или причащаем людей в церкви, просто кто пришёл – все наши. Вот такое отношение к людям.

Знаете, как говорят: «Паны дерутся – у холопов чубы трещат». Так и в наше время – столкнули людей лбами. И если бы люди слушали покойного Митрополита Владимира Блаженнейшего, если бы слушали Митрополита Онуфрия, если бы голос Церкви слушали, – такого бы не было. Когда в 2014 году Блаженнейший ещё живой был, правда, уже слабенький, Великий пост начинался, приехали корреспонденты у него интервью брать и спрашивают: «Ваше Блаженство, пост начинается Великий, нельзя скоромное есть, нужно ограничивать себя в пище, постную пищу надо употреблять. Ваше Блаженство, что Вы своей пастве пожелаете?» А он был такой слабенький-слабенький, уже на пороге перед вечностью, но он своим слабеньким голосом сказал такие слова пророческие, которые громом до сих пор гремят и должны заставить нас прислушаться. Он сказал: «Друг друга не ешьте…» Вот и всё. И к этому мы призываем. Этот девиз Блаженнейшего нам как завещание его оставлен. И так мы должны друг к другу относиться.

Что касается института капелланства – это тоже очень важно. Нужно или создать истинный институт капелланства на основании канонической Православной Церкви, которая живёт благодатью Божией и имеет все силы и таинства для спасения и преобразования души человека. Или же создать фиктивную видимость капелланства, набрав священников из Киевского патриархата, которые, по сути, просто наряжены в священников и благодати Божией не имеют, которые Православным светом совсем не признаны. Если даже Папа Римский говорит, если Святослав Шевчук, глава греко-католический, говорит, что одна только каноническая Православная Церковь на Украине, руководит которой митрополит Онуфрий Киевский и всея Украины, его только признают единственным каноническим главой. Когда в Шамбези была конференция православная предсоборная, съехались все поместные Предстоятели Православных Церквей мира: Антиохийской, Александрийской, Константинопольской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской. Главы 15 Автокефальных Церквей съехались вместе. Среди них был и митрополит Онуфрий Киевский. А почему Филарета не было? Потому что его никто не признает за Церковь. Потому что считают её за раскольническое сообщество, которое не имеет благодати. А если нет благодати, то и рассудка Божьего нет.

Соответственно, оно не имеет той силы, которая способна человеку дать правильные рассуждения. Как они дадут человеку правильное рассуждение, если они сами правильного рассуждения не имеют. Есть такое выражение, что «правила дорожного движения написаны кровью». Потому что каждый знак, каждое правило после какой-нибудь катастрофы, после какого-нибудь страшного случая появлялись. И чтобы предотвратить это, чтобы такого больше не случилось, были придуманы дорожные знаки и правила. Так точно и в Церкви есть свои правила: апостольские правила, канонические правила, правила Вселенских Соборов. И придерживаясь этих правил, мы сохранили каноническое Православие и благодатную Церковь по сегодняшний день на Украине и во всём мире.

Несмотря на гонения языческих императоров, и в советское время страшное гонение на Церковь было, но Церковь сбереглась, сохраняя свято апостольские правила и преемственность благодати со времён апостольских. И тут важен институт капелланства, и государство, и сами командиры должны отнестись к этому с ответственностью: если уж делать, то делать как должно быть по совести и по Божьему, а не создавать какую-то бутафорию, чтобы сказать, что и у нас что-то такое есть.

– Владыка, мы видим примеры, и эти примеры я воспринимаю, как искренние. Есть же священники Киевского патриархата, которые приезжают, бывают на передовой. Я не хочу сказать, что они какие-то «неправильные». Но как это объяснить?

– Да, они бывают на передовой, я с вами согласен. Но, понимаете, есть различие между хорошим человеком и благодатным священником, имеющим силу Божью в своих таинствах, в своих действиях. Приведу яркий пример. Вы тоже хороший человек, я дам Вам дам свои ризы, свои книги, свои кресты – освятите воду, чтобы она не портилась, чтобы она стояла годами, десятилетиями целой стояла и не портилась. Не получится. А православный священник, даже если вчера батюшку рукоположили, передали благодать действия Святого Духа – сразу же совершает водосвятия. И люди разного нравственного состояния, духовного состояния, воцерковленности разной эту водичку разбирают и несут по домам, как святыню, а она и болезни врачует, и уныние, и отчаяние от людей отгоняет, и злую силу от жилища отгоняет, и помогает даже физическое естество преображать человека, не только духовное.

Кроме понятия «хорошего человека» священник – это человек, имеющий ещё и силу Божию. Поэтому тут мало быть, как говорите, хорошим человеком, который приезжает на передовую. Ведь волонтёры тоже приезжают, и что мы против имеем? Волонтеры приезжают и привозят пожертвования, какое-то доброе слово скажут и поговорят. Очень добрые и искренние люди. Что плохого? Но священник – это нечто высшее. Это человек, который имеет в себе действие силы Божией, способной в действии своём отражаться на душе того человека, с которым он общается, тем более через таинство и через молитву. Поэтому тут важно сохранить не бутафорию, не внешнюю сторону, а внутреннюю суть действий силы Божьей на человека в данной ситуации.

Источник: Svlavra.church.ua

Наместник Святогорской лавры рассказал, как журналистам «боевиков» показывал (1-я часть интервью: О событиях на Донбассе)

Митрополит Арсений: У нас нужно образ семьи переложить на образ государства (2-я часть интервью: О любви, милосердии и взаимопомощи)

Митрополит Арсений о войне на Донбассе: Такая боль души, криком бы кричал за это до Бога (3-я часть интервью: О войне на Донбассе, подвиге духовенства и отношении к военным)

Наместник Святогорской лавры: Жители Донбасса – ревнители Православия (5-я часть интервью: О церковном единстве Донбасса)

Опубликовано: пт, 27/05/2016 - 09:33

Статистика

Всего просмотров 411

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle