«Ой, какая прелесть!» Как не впасть в прелесть?

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель Ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
                 (Мф 9:10–12)

Наверное, такую тему, как прелесть, необходимо рассмотреть с ее появления в истории человечества, ее присутствия как в индивидуальной жизни человека, так и общности социальной, а также с изменения самого значения этого слова и причин этого изменения.

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью» – такое определение дает нам святитель Игнатий (Брянчянинов) («Аскетические опыты», т. 1, «О прелести»). Это повреждение произошло через грехопадение человека в райском саду при его недоверии Богу и послушании дьяволу (Быт. 3:1–7). С этого трагического для человека момента это повреждение стало ему свойственным как в индивидуальном, так и в социальном сознании. Оно проявляется подобным образом – человек упорно не признает правды Божией и охотно принимает дьявольскую ложь. «Откроются глаза ваши, и вы будете как боги» (Быт. 3:5) – эти слова становятся девизом и частной жизни человека, и общественного развития различных стран и культур, особенно начиная с эпохи Возрождения. Критерием индивидуальной и социальной жизни человека все чаще стают не заповеди, а так называемые права человека на удовлетворение тех или иных похотей.

Как уберечься от прелести? Наверное, первое, что нам надо понять:  предаваясь прелести, человек вольно согласует свою волю с волей дьявола. И не стоит убивать свою совесть глупыми возражениями вроде того, что «Бог есть любовь, поэтому я не наследую участь дьявола». Соглашаясь с волей дьявола, мы добровольно становимся врагами Богу, а значит – и самой любви. Не Господь из мести заключает нас в мучения, а мы сами добровольно становимся врагами Истины, Любви и Жизни и радости.

Почему я начал именно с этого? В эпоху свт. Игнатия и предыдущих веках критерием человеческой жизни была святость. Тогда прелесть чаще принимали за святость. В наши дни, когда мы перестали молиться и поститься, когда внебрачное сожительство считается нормой и даже имеет законодательную базу, а ортодоксы различных вероисповеданий уже бьют во все колокола, предупреждая, что следующим шагом после законодательного утверждения мужеложства будет растление детей, скотоложство, кровосмесительство и другие мерзости Содома, лесть дьявола стала более грубой. Не так уж тяжело убедить современного человека, что он «пуп земли», что все обязано приносить ему всяческое удовольствие.

Даже сам Бог человеком рассматривается как некий «Дед Мороз на побегушках», и люди  искренне обижаются, если какая-то их просьба не удовлетворена.

Обратите внимание, в современном языке слово «прелесть», означающее высшую степень лжи, имеет исключительно положительное значение. Это не случайно. В современных псевдокультуре и псевдообществе нам нравится и обманывать, и быть обманутыми. Мы делаем пластические операции и пьем сомнительные препараты для того, чтобы почти в столетнем возрасте совершать грехи, присущие юности, называем детоубийство прерыванием беременности (для одних этот обман приносит неплохую прибыль, для других усыпляет еще, возможно, оставшуюся совесть), именуем воровство, разбой и казнокрадство предприимчивостью и бизнесом. Мы отчаянно врем другим ради корысти и также отчаянно врем самим себе, чтобы не увидеть своей грязи и не ужаснуться своему безобразию – потере в себе образа Божиего.

Начать мы должны с признания того, что грех поразил не только наше тело. Блуд, пьянство, сребролюбие, кровожадность – все это плоды нашего падшего ума, очерствевшего сердца, извращенной воли. В этом состоянии мы не можем и не должны оценивать ни себя, ни окружающих людей, ни происходящие события, так как мы будем о них отзываться исключительно с позиций своего эгоизма и страстности. «Все мы – в прелести… Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос» («Аскетические опыты», т. 1, «О прелести»).

Но вот человек начинает молиться дома, ходить в церковь, принимать участие в Таинствах, но почему-то не находит покоя – раздражается, гневается, отчаивается, иногда уходит из Церкви в раскол, ереси или секты под «благовидным» предлогом чужой «греховности» и своей «святости». Может дойти и до «духовного» опыта «видений», «откровений» и даже непосредственной умалишености. Почему это происходит с человеком верующим, старающимся молиться?

Причина одна и та же. Невнимательная молитва, соблюдение поста для сведения бухгалтерских счетов со своим Создателем (кто кому больше должен) ведут к неведению своих грехов, своего падшего состояния, к осознанию своей мнимой, фарисейской «праведности», а значит, к матери всех падений – гордыне. Забывая заповедь «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), мы, исполнив внешнее, но не очистив внутреннее, стараемся попасть в учителя и судьи.

Внимательная молитва, знание Священного Писания, старание сверить свою внутреннюю жизнь с учением отцов Церкви будут удерживать в нашей памяти два очень важных предупреждения – память о нашем падшем состоянии и о том, чьи нашептывания ласкают наш слух, возбуждая наше самомнение со времен грехопадения. «Речи дьявола слаще меда» («Нужные вещи» Стивена Кинга). Признание своей болезни как крайне опасной, осознание того, что Сам Бог пришел во плоти, чтобы исцелить нас, дают нам надежду быть благоразумными мытарями, принимающими исцеление, а не безумными «здоровыми» фарисеями, отвергшими Того, Кого ждали все пророки и законодатель Моисей.
              

Теги

Теги: 

Опубликовано: чт, 03/12/2015 - 19:52

Статистика

Всего просмотров 1,323

Автор(ы) материала

Популярное за 7 дней

Социальные комментарии Cackle