Почему люди не уходят из УПЦ?

Кому и для чего нужна Церковь – объясняет  иеродиакон Иоанн (Курмояров).

Грандиозная нелепость

Любой человек, который понял истинную суть Церкви Христовой, который осознал, или лучше сказать, – ощутил, как в членах его тела циркулирует Христова Кровь, делая его сопричастником Божественной жизни, тот вряд ли способен отвергнуть, отказаться от того блага, которое он получает в Церкви. В подобной ситуации уход из Церкви выглядел бы, ни больше ни меньше, как попытка самоубийства или, в лучшем случае, как грандиозная нелепость, на которую только и способен решиться человек.
Подумайте сами, как еще можно назвать ситуацию: к примеру, смертельно больной человек отказывается от гарантированного исцеления в то время, когда он уже идет на поправку и чувствует на себе все блага и плоды новой, преображенной, здоровой жизни, к которой он стремился на всем протяжении болезни. Или, допустим, что вы скажете о человеке, который ради лечения болящего органа тела, вместо того, чтобы целенаправленно проходить  намеченные процедуры, гарантирующие ему спасение, возьмет и отрежет себе болящий орган, погубив при этом свою жизнь. Вряд ли мы сможем пояснить эти случаи чем-либо иным, как не психическим расстройством.
Так и в жизни духовной: тот, кто стал единокровным, единотелесным Христу (ибо Церковь – есть Тело Христово), тот вряд ли способен, кроме каких-то немыслимых, невероятных обстоятельств, которые, признаюсь вам, даже не приходят мне в голову, совершить духовное самоубийство, тем самым обрекая себя на бесконечные муки безблагодатного пребывания в вечности, муки, которые начинаются уже здесь, на нашей грешной Земле.

Но в реальности люди все же уходят из канонической Церкви, уходят из УПЦ. Как объяснить этот процесс?

Во-первых, я должен признаться, что за все время своего служения не заметил какого-либо оттока верующих людей из Церкви. В сельских храмах Винницкой области, т.е. там, где я служу, число прихожан, вот уже несколько последних лет, остается приблизительно одинаковым. Конечно, это не самая радостная новость, которой хотелось бы поделиться с читателями, так как наши сельские храмы редко когда отличаются большой посещаемостью. Однако, что касается более крупных населенных пунктов, в частности Винницы, то здесь, со слов моих знакомых священнослужителей и мирян, как раз наметился  прирост прихожан.


Во-вторых, отток людей из УПЦ (насколько мне это известно) происходит в некоторых западных регионах Украины и в столице. И, тем не менее, я не верю, что эти люди уходят из Церкви, потому что, на мой взгляд, они в неё и не входили, то есть они не уходят из Церкви – они проходят мимо Церкви. Еще раз скажу: я не верю в то, что из Церкви можно уйти! Но раз люди все же уходят, значит,  они чего-то не поняли, не осознали того, зачем лично им (то есть каждому конкретному человеку в отдельности), а не украинской нации в целом, нужна Церковь Христова. Ибо христианство – это религия не для всех, а для каждого! Потому что Бог хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1-е Тим. 2:4).  И в этом смысле такие понятия, как «христианское государство», «православный народ» и т.д., носят условный характер. И спасение для нас возможно только потому, что не нация, не государство, а все мы, то есть каждый отдельный, конкретный человек, являемся богоподобными личностями, существами, носящими на себе Образ Божий, личностями, которые располагают Богом данной свободой  войти в Церковь и причаститься Божественного естества. Именно это, собственно, и делает нас христианами, а не принадлежность к какой-либо конкретной, пусть даже и номинально считающейся «христианской», нации или государственной юрисдикции:
«Совершенство человека заключается не в том, что уподобляет его совокупности тварного, а в том, что отличает его от космоса и уподобляет Творцу… Как образ Божий, человек существо личностное….  Он – личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу… Святой Василий Великий говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать богом» (1).

Кто есть настоящий христианин, а кто – притворщик

Тот, кто не понимает этих фундаментальных, основополагающих христианских истин, кто не принимает и не понимает Евангелия, кто не чувствует необходимость в исцелении своего поврежденного человеческого естества, кто не испытывает нужду во Спасителе Христе, – не может быть христианином и следовательно не может считаться членом Церкви. Поэтому про таких людей и нельзя сказать, что они «входят» или «уходят» из Церкви. Они, в силу разных причин (кто, испытывая необъяснимую тягу к неведомому Богу, кто очарованный красотой православного богослужения, кто в силу культурной или национальной традиции, а кто просто из любопытства), проходят мимо церкви, лишь на время заглядывая внутрь, но не более того. Но как раз именно такие люди и ведутся на радикальную, националистическую, антицерковную пропаганду, которая  развернулась сегодня против канонической Церкви в Украине (УПЦ) большинством отечественных СМИ.
И, к сожалению, нужно признать, что мы – верные чада канонической, т.е. Истинной Христовой Украинской Православной Церкви (УПЦ), возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, делаем слишком мало для того, чтобы донести до людей Евангельское учение о Церкви Христовой во всей его красоте и полноте. Нередко складывается такое впечатление, что мы будто комплексуем перед людьми, боимся обидеть, задеть за живое, тронуть больное самолюбие приходящего к нам человека. И поэтому всячески избегаем конкретики в своих проповедях и наставлениях, говоря все больше о какой-то «абстрактной» вере в безличностного Бога, о божественных законах «непонятно кем и для чего данных», об особенностях православного уставного богослужения и аскетических нормах, совершенно непонятных людям со стороны, тем самым как бы превращая исповедание православия в некую систему запретов и долженствований (эдакий «богословский юридизм»). А потом удивляемся, когда наши кроткие замечания вызывают у нецерковных или малоцерковных людей («захожан», как их называют) бурный эмоциональный протест в духе: «Я не к вам, а к Богу пришла!», или «геть московских попів!» и т.д. И стоит ли после этого удивляться, что такой человек прошел мимо Церкви?

Проповедь в условиях антицерковной пропаганды

Конечно, не факт, что в сложившейся ситуации, когда Церковь лишена возможности обратиться к обществу через ведущие украинские СМИ, когда с экранов телевизоров, чуть ли не ежедневно, на Украинскую Православную Церковь выливаются потоки грязи, каждый, кто услышит от нас евангельское, ясно изложенное учение о Церкви Христовой, сразу же станет её – Церкви – верным чадом и оставит свои заблуждения. Но, как мне кажется, нам уже давно пора повзрослеть и от времени материального созидания (восстановления и строительства храмов, монастырей и т.д.) переходить к самому главному – переходить к проповеди, которая, опять же, на мой взгляд, в современных реальностях должна отличаться максимальной определенностью и акцентированностью на двух основных моментах, а именно:
1) Людям, приходящим в Церковь (т.е. пока еще – проходящим мимо) нужно доходчиво объяснить, что суть духовной жизни в христианстве состоит вовсе не в самом факте веры в Бога, ибо «… и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Суть христианства состоит в том, что без Спасителя-Христа у нас нет ни единой надежды вновь стать людьми, в полном смысле этого слова, надежды избавиться от греха и страстей, и войти в новую, благодатную жизнь с Богом. И поэтому, приходя в православный храм, человек приходит не просто к Богу. Он приходит именно к нам, к христианам. Приходит не для того, чтобы сделать Господу Богу одолжение: поставить свечку, отслужить молебен и т.д. Приходя в храм, мы приходим в христианскую общину, где в надежде обетования будущих благ, должны объединиться с другими православными верующими возле Чаши Христовой.
2) Необходимо донести до людей, со всей ясностью и определенностью, вне зависимости от того нравиться это кому-то или нет, ту мысль, что, по сути своей, Церковь представляет из себя явление наднациональное. Ибо в Церкви: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).  Безусловно, Церковь освящает, принимает в себя, все лучшее, что есть в национальном предании и традициях, что не противоречит ее учению. Но, все же,  Христос пришел на эту грешную землю не для того, чтобы возвысить и освятить ту или иную нацию, чего от Него собственно и ждали иудеи, а сейчас ждут наши националисты. Он пришел для того, чтобы спасти всякого человека, вне зависимости от его национальной принадлежности.  Вот почему Церковь не может служить ничему временному, тленному, преходящему. Дело Церкви – спасать всякого человека во Христе, а не отстаивать (освящать) интересы нации и государства, ибо Церковь не может служить ничему временному, тленному, преходящему. Поэтому когда пройдут века, миллионы и миллиарды лет, когда времени больше не будет, когда не будет ни наций, ни государства, ни нашей матушки-Земли, Церковь Христова не прекратит своё бытие. По слову прп. Максима Исповедника: «Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Она возрастает и формируется в истории, вводя в свое лоно избранных и соединяя их с Богом. Мир стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни. В определенный момент, когда Церковь достигнет полноты своего роста, установленного волею Божией, внешний мир, истощив все свои жизненные силы, умрет, и Церковь явится тогда в своей вечной славе Царствием Божиим» (2).
В этом смысле, попытка  придать Православной Церкви не просто национальную окраску, а сделать ее национальной по сути (т.е. религией одной конкретной нации, в нашем случае – украинской нации) – уничтожает сотериологический аспект Церкви, принижает ее Вселенское предназначение, приводит к тому, что Церковь перестает быть христианской  и становится Церковью языческой (т.е. народной), где главным предметом поклонения (идолом) становится государство, народ, нация, с чем естественно христиане никогда не смогут согласиться. Поэтому глупо упрекать нас в том, что мы служим Москве, Путину и т.д. Украинская Православная Церковь давно получила автономию (причем, даже раньше, чем Украина получила независимость) и является единственной канонической Православной Церковью в нашем государстве. Однако разрыв канонического единства со Вселенским Православием, чего от нас так добиваются, приведет нас к тому, что мы лишимся благодатных Таинств Христовых, лишимся благодатной помощи Господа, отпадем от Его Единого Тела. Вот чего не понимают наши оппоненты: не Москва нам дорога, а Христос и Его благодатные Таинства.
Не знаю, станет ли в наших храмах после такой проповеди больше прихожан, но то, что в результате этого станет меньше тех, кто проходит мимо церкви, я уверен наверняка! Ибо по настоящему войдя в Церковь, из нее уже, К СЧАСТЬЮ ДЛЯ НАС, невозможно уйти.
Источники:
1) В.Лосский. Боговидение. Очерки мистического богословия восточной Церкви. Издательство АСТ. Москва. 2003 г. стр.197-206.
2) В.Лосский. Боговидение. Очерки мистического богословия восточной Церкви. Издательство АСТ. Москва. 2003 г. стр.249.

иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Опубликовано: чт, 20/08/2015 - 12:42

Статистика

Всего просмотров 169

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle